|
___________________________ 1 Ленин В.И.
Полн. собр. соч. Т. 41. С. 80— 81. Глава 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ 609 Это и есть синтез, совершаемый человеком, который сам находится в иррациональной среде, знает об этой иррациональности и тем не менее не отказывается от надежды на возможную рационализацию. Марксистское мышление
родственно консервативному тем, что оно не отрицает иррациональную сферу, не
пытается скрыть ее, как это делает бюрократическое мышление, и не
рассматривает ее, подобно либерально-демократическому мышлению, чисто
интеллектуально, будто она является рациональной. Марксистское мышление
отличается от консервативного тем, что в этой относительной иррациональности
оно видит моменты, которые могут быть постигнуты посредством рационализации
нового типа. [...] Поэтому марксистское мышление направлено в первую очередь на выявление и рационализацию всех тех тенденций, которые в каждый данный момент влияют на характер названной среды. Марксистская теория выявила эти структурные тенденции в трех направлениях. Она прежде всего указывает на то, что сама политическая сфера создается и всегда может быть охарактеризована данным состоянием стоящих за ней производственных отношений. Производственные отношения рассматриваются не в статике, как некий постоянно и неизменно повторяющийся круговорот экономики, а в динамике, как некая структурная связь, которая сама с течением времени постоянно видоизменяется. Во-вторых, утверждается, что с изменениями этого экономического фактора теснейшим образом связано преобразование классовых отношений, что одновременно ведет к преобразованию характера власти и к постоянным сдвигам в распределении комплектации власти. В-третьих, признается, что системы идей, господствующих над людьми, могут быть поняты и познаны в своем внутреннем построении, что характер их изменения позволяет нам теоретически определить структуру этого изменения. И, что значительно более важно, эти три вида структурных связей не рассматриваются независимо друг от друга. Именно их взаимосвязь становится единым кругом проблем. Идеологическая структура не изменяется независимо от структуры классовой, классовая структура — независимо от экономической. И именно в этой взаимосвязи и в этом взаимопереплетении тройственной проблематики — экономической, социальной и идеологической — состоит особая интенсивность марксистской мысли. Только эта сила синтеза позволяет марксизму все время заново ставить как для прошлого, так и для находящегося еще в 610
Раздел У. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА стадии становления будущего проблему структурной
целостности. Парадоксальным является здесь то, что марксизм признает наличие
относительной иррациональности и уделяет ей серьезное внимание. Однако он не
ограничивается, подобно исторической школе, признанием этого факта, а всячески
стремится по мере возможности устранить его посредством рационализации нового типа. [...] Таким образом, марксистское мышление предстает перед нами как рациональное мышление иррационального действия. О правильности этого анализа свидетельствует тот факт, что марксистские пролетарские слои, достигнув успеха, сразу же устраняют из теории диалектический элемент и начинают мыслить с помощью генерализующего, устанавливающего общие законы метода либерализма и демократии; те же из них, кто по самому своему положению вынужден ждать революции, сохраняют верность диалектике (ленинизм). Диалектическое мышление
есть такое рационалистическое мышление, которое ведет к иррациональности и
постоянно стремится ответить на два вопроса: 1) где мы находимся? 2) о чем свидетельствует иррационально
пережитый момент? При этом в основе совершаемых действий лежит не простой
импульс, а социологическое понимание истории; вместе с тем, однако, не делается
никаких попыток растворить без остатка всю ситуацию и специфику данного
момента в рациональном расчете. Вопросом к ситуации служит всегда действие, а
ответом — всегда его успех или
неудача. Теория не отрывается от ее существенной связи с действием, а действие
есть та вносящая ясность стихия, в которой формируется теория. [...] |
Реклама: |