|
Печатается по: Победоносцев К..П. Великая ложь нашего времени // К.П. Победоносцев: pro et contra. СПб., 1996. С. 99—104. А. ЛЕЙПХАРТ Конституционные
альтернативы для новых демократий Две основополагающие
альтернативы, перед которыми оказываются творцы новых демократических
конституций, — это,
во-первых, выбор между избирательными системами, основанными, соответственно,
на принципе большинства и на принципе пропорционального представительства, и,
во-вторых, — между парламентской и
президентской формами правления. [...] Сравнительное изучение демократий показало, что тип избирательной системы значимым образом связан с развитием партийной системы страны, с типом существующей в ней исполнительной власти (однопартийное или же коалиционное правительство) и с отношениями между исполнительной властью и законодательным органом. В странах, где на выборах действует принцип большинства (на выборах общенационального уровня почти всегда применяемый в одномандатных округах), скорее всего утверждаются двухпартийные системы, появляются однопартийные правительства и существует доминирующее положение исполнительной власти по отношению к соответствующим законодательным 422 Раздел III. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ органам. Таковы основные особенности вестминстерской, или мажоритарной, модели демократии, при которой власть сосредоточивается в руках партии большинства. Напротив, пропорциональное представительство скорее ассоциируется с многопартийными системами, коалиционными правительствами (часто вплоть до широких и всеобъемлющих коалиций) и с более уравненным соотношением исполнительной и законодательной властей. Этими особенностями характеризуется консенсусная модель демократии, которая — в противоположность однозначному и безраздельному правлению большинства — воплощает стремление к ограничению, разделению, разграничению и распределению власти различными способами. По поводу данных двух
групп взаимосвязанных характеристик необходимо отметить еще три момента.
Во-первых, зависимость между этими характеристиками обоюдная. Скажем, выборы,
проводимые на основе принципа большинства, благоприятствуют утверждению двухпартийной
системы; но и существование двухпартийной системы благоприятствует сохранению
мажоритарного принципа, дающего обеим главным партиям большие преимущества, от
которых они едва ли откажутся. Во-вторых, если при внедрении демократического
политического строя хотят способствовать утверждению в нем черт, характерных
для мажоритарного его типа (принцип большинства, двухпартийная система и
сильный, однопартийный кабинет) или же, напротив, для консенсусного типа
(пропорциональное представительство, многопартийность, коалиционные
правительства и более сильный законодательный орган), то наиболее практически
целесообразным способом достижения этого является выбор соответствующей
избирательной системы.
[...] В-третьих, системы пропорционального представительства имеют существенные разновидности. Не вдаваясь во все технические подробности, полезно провести различие между крайним вариантом пропорционального представительства, при котором на пути небольших партий воздвигается мало барьеров, и умеренным его вариантом. Последний ограничивает влияние малых партий, применяя принцип пропорционального представительства не в больших округах и не в общенациональном округе, а лишь в малых округах, а также вводя оговорку о необходимости для партий набрать определенный минимальный процент голосов, чтобы получить представительство в выборном органе, как, например, 5%-й минимум в Германии. Голландская, израильская и итальянская системы являются примерами крайнего варианта про- Глава 9.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
423 порционального представительства, а германская и шведская — примерами его умеренного варианта. |
Реклама: |