|
Государство как наиважнейшее политическое единство сконцентрировало у себя невероятные полномочия: возможность вести войну и тем самым открыто распоряжаться жизнью людей. Ибо jus belli содержит в себе такое полномочие; оно означает двойную возможность: возможность требовать от тех, кто принадлежит к собственному народу, готовности к смерти и готовности к убийству и возможность убивать людей, стоящих на стороне врага. Но эффект, производимый нормальным государством, состоит прежде всего в том, чтобы ввести полное умиро- 36 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ творение внутри государства и принадлежащей ему территории, установить «спокойствие, безопасность и порядок» и тем самым создать нормальную ситуацию, являющуюся предпосылкой того, что правовые нормы вообще могут быть значимы, ибо всякая норма предполагает нормальную ситуацию и никакая норма не может быть значима в совершенно ненормальной применительно к ней ситуации. В критических ситуациях
эта необходимость внутригосударственного умиротворения ведет к тому, что
государство как политическое единство совершенно самовластно, покуда оно
существует, определяет и «внутреннего врага». [...] Это в зависимости от поведения
того, кто объявлен врагом, является знаком гражданской войны, т.е. разрушения
государства как некоего в себе умиротворенного, территориально в себе
замкнутого и непроницаемого для чужих, организованного политического единства.
Через гражданскую войну решается затем дальнейшая судьба этого единства. К
конституционному, гражданскому, правовому государству это относится в не
меньшей степени, чем к любому другому государству, а пожалуй, даже считается
тут еще более несомненным, несмотря на все ограничения, налагаемые
конституционным законом на государство.
[...] В экономически функционирующем обществе достаточно средств, чтобы выставить за пределы своего кругооборота и ненасильственным, «мирным» образом обезвредить побежденного, неудачника в экономической конкуренции или даже «нарушителя спокойствия», говоря конкретно, уморить его голодом, если он не подчиняется добровольно; в чисто культурной, или цивилизационной, общественной системе не будет недостатка в «социальных показаниях», чтобы избавить себя от нежелательных угроз или нежелательного прироста. Но никакая программа, никакой идеал, никакая норма и никакая целесообразность не присвоят права распоряжения физической жизнью других людей. Всерьез требовать от людей, чтобы они убивали людей и были готовы умирать, дабы процветали торговля и промышленность выживших или росла потребительская способность их внуков, — жестоко и безумно. Проклинать войну как человекоубийство, а затем требовать от людей, чтобы они вели войну и на войне убивали и давали себя убивать, чтобы «никогда снова не было войны», — это явный обман. Война, готовность борющихся людей к смерти, физическое убиение других людей, стоящих на стороне врага, — у всего этого нет никакого нормативного смысла, но только смысл экзистенциальный, и именно в реальности ситуации действительной борьбы против действительного врага, а не в Глава 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
37 каких-то идеалах, программах или совокупностях норм.
Нет никакой рациональной цели, никакой сколь бы то ни было правильной нормы,
никакой сколь бы то ни было образцовой программы, никакого сколь 5ы то ни было
прекрасного социального идеала, никакой легитимности или легальности, которые
бы могли оправдать, что люди за это взаимно убивают один другого. [... ] Конструкции, содержащие
требование справедливой войны, обычно служат опять-таки какой-либо политической
цели. Требовать от образовавшего политическое единство народа, чтобы он вел
войны лишь на справедливом основании, есть именно либо нечто само собой разумеющееся,
если это значит, что война должна вестись только против действительного врага,
либо же за этим скрывается политическое устремление подсунуть распоряжение jus belli в другие руки и найти
такие нормы справедливости, о содержании и применении которых в отдельном
случае будет решать не само государство, но некий иной, третий, который, таким
образом, будет определять, кто есть враг. Покуда народ существует в сфере политического,
он должен — хотя бы и только в
крайнем случае (но о том, имеет ли место крайний случай, решает он сам,
самостоятельно) — определять
различение друга и врага. В этом состоит существо его политической экзистенции.
Если у него больше нет способности или воли к этому различению, он прекращает
политически существовать. Если он позволяет, чтобы кто-то чужой предписывал
ему, кто есть его враг и против кого ему можно бороться, а против кого нет, он
больше уже не является политически свободным народом и подчинен иной
политической системе или же включен в нее. Смысл войны состоит не в том, что
она ведется за идеалы или правовые нормы, но в том, что ведется она против
действительного врага. Все замутнения этой категории «друг — враг» объясняются смешением с
какими-либо абстракциями или нормами.
[...] |
Реклама: |