|
У Щербатова много интересных проектов,
преследующих цель поддержки "падающего земледелия": повышение
агротехники, создание государственной коллегии земледелия, рациональное
распределение земель, переселение крестьян из густонаселенных губерний в
малонаселенные, учреждение образцовых опытных хозяйств, садов и огородов,
возрождение коневодства, "разведение разной скотины", широкое
распространение прогрессивного опыта. По поводу крепостного права Щербатов полагал,
что освобождение крестьян – дело будущего. Пока же эту акцию он считал
преждевременной, ибо крестьяне непросвещенны и нравственно не подготовлены к
свободной жизни, вследствие чего при внезапном их освобождении они могут
"впасть в обленчивость", перестать заниматься земледелием, оставить
неплодородные земли и направиться к плодородным с благоприятным климатом, в результате
центр империи может оскудеть и запустеть и стране будет грозить разорение. Средства для ближайших преобразований в
сельском хозяйстве Щербатов находил в возможности сокращения расходов на
содержание армии. Задолго до А.А. Аракчеева он вносил предложения об устройстве
военных поселений, подробно разработав эту идею и представив на высочайшее имя
"Мнение о военных поселениях". В организации подобных поселений он
усматривал экономию средств, создание хорошо обученной армии, повышение ее
благосостояния (в связи с уменьшением численности) и ослабление бремени
рекрутчины и налоговых тягот для населения. Все перемены, о которых писал
Щербатов, предполагалось осуществлять исключительно постепенно, эволюционным
путем, в основном пользуясь такими рычагами, как введение "хороших
законов" и просвещения народа. 4. Учение о государстве и праве С. Е. ДесницкогоВ середине XVIII в. в России сформировалась
идеология Просвещения, характер которой определялся условиями экономического,
социального и политического развития страны. Просветители обличали язвы
современной социальной и политической действительности; критиковали произвол
крепостников-помещиков, отмечая при этом общую бесперспективность крепостного
права с точки зрения возможностей дальнейшего экономического и промышленного
развития России. Они обращали внимание русского общества на необходимость
отмены крепостного права, а также ограничения власти абсолютного монарха
законом и определенными формами представительства, способного выражать
общественное мнение. Реализацию этих идей они связывали с
распространением просвещения, полагая, что просвещенный монарх (в частности,
Екатерина II) и просвещенное общественное мнение способны направить страну по
пути социальных и политических реформ, столь необходимых России. Наиболее полное выражение взгляды
Просветительства как направления политической мысли получили в произведениях С.
Е. Десницкого. С. Е. Десницкий (1740–1789)
происходил из мещан украинского г. Нежина. Он закончил духовную семинарию
Троице-Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и в числе других учеников
был направлен для продолжения образования в Англию в Глазговский университет.
Здесь он защитил диссертацию по римскому праву, получив ученую степень доктора
права. Возвратившись в Россию, Десницкий становится профессором юридического
факультета Московского университета, где впервые на русском языке читает лекции
по праву. В этот период своей деятельности он написал ряд статей и докладов, в
которых изложил радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований
в государстве. Кругозор Десницкого был достаточно широким, а
образование разносторонним. В Англии он изучал произведения многих
западноевропейских мыслителей, политических писателей и философов.
Теоретические положения своей доктрины он часто аргументировал ссылками на
труды Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита и др. В размышлениях о причинах происхождения
государства Десницкий не придерживался договорной теории. Он высказал
предположение о прохождении человечеством исторически последовательных
"состояний", хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была
охота (ловля зверей и собирательство дикорастущих плодов); вторым– скотоводство
и пастушество; третьим –"хлебопашественное состояние" и последним,
четвертым, – "коммерческое". В первых двух главенствует коллективное
владение вещами, обусловленное несовершенством трудового процесса и отсутствием
условий хранения продуктов. В "хлебопашественном состоянии"
появляются жилища, каждый начинает обрабатывать землю, у людей возникает
желание получить все это "во всегдашнее право собственности". Таким
образом, у Десницкого право частной собственности, как и у Дж. Локка,
складывается в результате трудовых затрат. Причины неравенства Десницкий, как и
Дж. Локк, усматривал в различных физических качества человека, его трудолюбии и
умении накапливать. |
Реклама: |