|
Законы должны быть известны народу, и их
необходимо изучать во всех учебных заведениях. Классификация законов дана у Щербатова в духе
традиций естественно-правовой школы. Все законы он делит на божественные,
естественные и положительные, твердо полагая, что последние должны соответствовать
первым двум. Так, он осуждал гражданский закон (положительный), предписывающий
нарушать тайну исповеди священнослужителям (доносы священников властям),
усматривая в его содержании нарушение божественного закона. В качестве примера
несоблюдения естественного закона он приводил случаи торговли крепостными
людьми (прикрытой видимостью законности) и требовал строжайшего запрета таких
сделок. Касаясь вопросов организации
судопроизводства, Щербатов высказал ряд прогрессивных идей, активно
обсуждавшихся его западноевропейскими современниками: открытость и гласность
процесса, участие защитников. Щербатов возражал против вольного толкования
смысла закона судьями и требовал их точного соблюдения в процессе судебного
рассмотрения дел. Обжалование судебных приговоров и решений он советовал ввести
в законные рамки, точно определив возможные сроки принесения жалоб. Обращаясь к
процессуальным нормам, Щербатов цитировал текст "Habeas corpus act" и выступал за то, чтобы и в
России никто, "даже самый подлейший злодей", без суда не наказывался
и чтобы каждый гражданин мог быть арестован только с разрешения соответствующих
органов и в предусмотренном законом порядке. Выступал он и за соблюдение
требования ответственности за вину, отмечая при этом, что суровость наказания
должна соответствовать тяжести преступления. Щербатов осуждал жестокие санкции,
настаивая на их смягчении, а применение смертной казни считал возможным в
редких случаях – по тяжким преступлениям, связанным с убийством и совершением
повторных грабежей. Социальные взгляды Щербатова достаточно
противоречивы. Он активно критиковал петровскую Табель о рангах как закон,
ущемлявший привилегии дворян, был недоволен екатерининской "Грамотой на
права вольности и преимущества благородного российского дворянства" (1785)
за недостаточную, по его мнению, степень правовой и социальной защиты
дворянства. В сословном устройстве общества Щербатов усматривал прочность
общественных устоев, полагая, что "смешение состояний" приводит к
"умствованию равенства, до крайности доведенного", и в конечном итоге
к гибели государства. Каждому сословию следует определить его правовой и
социальный статус, а также подобающий ему круг занятий. Дворянам – правосудие,
земледелие и военную службу; купечеству – торговлю и промыслы. Пожалование купцам
дворянского звания он считал недопустимым: "Дед воровал, сын грабил, внук
разбойничал, достоин ли он потомственного награждения?" Тем не менее
каждое сословие должно иметь свой голос в решении важных государственных дел,
поэтому в Высшем правительстве Офирского государства заседают и дворяне, и
купцы, и мещане (о крестьянах упоминания отсутствуют). М.М. Щербатов вполне осознавал полную
экономическую несостоятельность и бесперспективность крепостного права,
нарушающего все нравственные нормы. Земледелие он характеризовал как важнейший
род деятельности, и, исходя из этих представлений, он делил всех людей на
производителей и потребителей. В России, по его мнению, наступило оскудение
земледелия, которое "совершенно пало". Характеризуя положение
крестьян (производителей), Щербатов писал, что они "питаются мякинным
хлебом, живя скорее как животные, а не как люди". Между тем именно земля
должна бы стать источником благоденствия всех, а потому земледелие должно
всячески поощряться и "обороняться" правительством. Он многократно
обращает внимание на непроизводительность подневольного труда, противопоставляя
ему результаты свободного хозяйствования на собственной земле. "Если бы
дать свободу крестьянам в России, сие оживило бы их промысел, и, не прикрепленный
к земле, не находящийся более в рабстве, каждый из них потщился достигнуть
возможного благоденствия, а из сочетания частных благополучии проистечет и
всеобщее блаженное состояние". |
Реклама: |