|
Глава 11. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв.Во второй половине XVII в. в развитии русской
государственности стали преобладать абсолютистские тенденции, которые
стимулировались стоящими перед ней задачами. Русская промышленность и торговля
нуждались в протекционизме со стороны сильной верховной власти для своего
дальнейшего перспективного роста. Данные тенденции получили свое выражение в
политических учениях о "просвещенной" абсолютной монархии, способной
наилучшим образом обеспечить "общее благо" всех ее подданных.
Подобные доктрины тесно увязывали в единый узел экономические и политические
преобразования, предлагая пути их осуществления. 1. Политико-правовые воззрения Юрия КрижаничаЮрий Крижанич (1618–1683)
родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную семинарию, затем Венгерскую
духовную хорватскую коллегию в Вене и венгро-болгарскую коллегию в Болонье. С
1640 г. Крижанич проживал в Риме, где закончил греческий коллегиум св.
Афанасия. В годы учения Крижанич овладевает знанием античных и современных
западноевропейских языков, приобретает фундаментальную образованность в
богословских и светских науках (философия, история, юриспруденция, математика,
астрономия и др.). Его мечтой становится миссионерская деятельность в России в
целях достижения содружества славянских народов под эгидой русского государства
с единой униатской церковью. В 1659 г. он поступил на службу к русскому царю
Алексею Михайловичу по Приказу Большого двора, а в 1661 г. по клеветническому
доносу был сослан на жительство в Тобольск и в Москву возвратился только в 1676
г. уже по распоряжению царя Федора Алексеевича. В 1678 г. навсегда оставил
пределы русского государства. Проживая в Москве, а затем в тобольской ссылке,
Крижанич собрал большой и интересный материал о различных сторонах российской
действительности. В Тобольске он написал "Беседы о политике",
известные в историографии как трактат "Политика". Знакомство с
политическими порядками европейских стран позволило ему провести сравнительный
анализ и представить прогноз дальнейшего развития России с учетом уже
накопленного другими народами опыта государственного и правового строительства. В "Политике" Крижанич рассмотрел
большой круг проблем: экономических (промышленность, сельское хозяйство,
торговля); социальных (организация сословного устройства общества) и
политико-юридических (сущность, происхождение и назначение государства,
классификация форм правления, соотношение справедливости, права и закона,
судоустройство, внешняя политика). Его анализ состоит из критических замечаний
и позитивной программы, намечающей необходимые преобразования. В "Политике" много внимания
уделяется исследованию вопросов о происхождении государства, его целях и
задачах. Божественная сущность верховной власти
является неоспоримой, ибо "все законные короли поставлены не сами собой, а
Богом". Крижанич отстаивает положение о божественности персоны носителя
верховной власти. "Король подобен некоему Богу на земле...". Цель государства Крижанич определяет как
достижение "общей пользы" для всех членов общества. "Долг короля
– обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие... веру, суд, мир и
дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для
этого Бог поставил его королем". Следуя Аристотелю, Крижанич делит все
существующие формы правления на три правильные и три неправильные; последние –
извращенные варианты от первых. Три правильные: совершенное самовладство
(абсолютная монархия); боярское правление и общевладство или посадское
правление (республики). Самовладству противостоит тирания; боярскому правлению
– олигархия и общевладству – анархия. Наилучшей формой из них является
"совершенное. самовладство". Именно эту форму предпочитали
"еллинские философы" и святые отцы, поскольку она наибольшим образом
обеспечивает наличие справедливости, согласия в народе и сохранения покоя в
стране. "Самовладство самое древнее на свете и самое крепкое
правление". "Всякий истинный король является в своем королевстве
вторым после Бога самовладцем и наместником". Таким представляется мыслителю
правление "нашего царя, государя и великого княза Алексея Михайловича всея
Великой и Малой и Белой Руси самодержца", которое "потому безмерно
уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем имеется совершенное
самовладство". |
Реклама: |