|
Назначение государства – быть надежной
порукой порядка и спокойствия в
человеческом роде. Оно должно твердо поддерживать внешнюю безопасность людей,
не позволять церкви вмешиваться в практическую мирскую деятельность; прерогатива
духовенства – убеждения и совесть человека. Государство неизбежно ущемляет
естественную свободу граждан, но не отменяет ее совсем. Оставшаяся часть
естественных свобод (свобода вероисповедания, право собственности и т. п.)
неприкосновенна; это область частной жизни индивида. Нормы права, посягающие на
эти естественные свободы, нельзя признать законными. Однако Пуфендорф не
ополчался против такого нарушения свободы личности, как крепостничество,
которое казалось ему всего-навсего добровольным договором между господами и
лицами, по той или иной причине лишенными работы. Проповедуя необходимость подчинения властям
во что бы то ни стало, Пуфендорф забывал свое же положение о том, что
взаимоотношения монарха и подданных строятся .на основе двусторонних
обязательств. Сопротивление государю отдельными гражданами Пуфендорф исключал.
Но он не отвергал возможности для всего народа оказать сопротивление князю,
если тот толкает страну к общей гибели. 5. Политико-правовое учение Ч. БеккариаЧезаре Беккариа (1738–1794) –
выдающийся итальянский просветитель, автор знаменитого труда "О
преступлениях и наказаниях". Сторонник естественно-правовой доктрины,
Беккариа полагает, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили
индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились,
чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью. Сумма частиц
пожертвований на общее благо свободы образовала верховную власть нации, которая
должна была обеспечить людям нормальное существование под сенью справедливых
законов. Но мира и правды нет, кругом насилие и бесправие, поскольку
"большая часть законов – не что иное, как привилегия, т. е. подать,
наложенная на всех в пользу немногих". Беккариа, в частности, глубоко возмущен тем
положением, при котором за одни и те же проступки богатый и бедный подвергаются
разным наказаниям. Порицая какие бы то ни было сословные привилегии, он
категорически заявляет, что там, где знатные и власть имущие отделываются
пустяками, а простой народ несет всю тяжесть суровых кар, "разрушаются все
понятия о справедливости и долге и на их место становится право сильного".
Почему так случилось, что на одном полюсе
оказались могущество и счастье, а на другом – лишь унижение и нищета? У
Беккариа имеется на сей счет проницательная догадка. Он указывает на материальные
корни социальной несправедливости. Право собственности – вот что оставляет в
удел большей части человечества одно только нищенское существование. Для предотвращения преступлений и
оздоровления общества Беккариа не предлагает переустройства жизни на совершенно
новых принципах. Он ведет речь "о восседающих на престолах Европы
благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и
искусствам, отцах своих народов". Он предпочитает говорить об устранении
нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в
материальных выгодах, доставляемых обществом; высказывается за всеобщее
просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве
перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении
обязательных гарантий прав личности. Искренняя убежденность Беккариа в
неразумности феодальной системы, его гуманизм и талантливая пропаганда
передовых воззрений на право и государство объективно сыграли немалую роль в
идеологическом оснащении европейских буржуазно-демократических преобразований. Значение идей, развитых в труде "О
преступлениях и наказаниях" (1764), выходит далеко за пределы проблем
уголовного права и судопроизводства. Эти идеи защищают такие универсальные
ценности, как свобода, честь и достоинство человека, общественный порядок,
обеспечиваемый прежде всего не репрессиями, грубой силой, но справедливыми
законами, самодисциплиной и высоким сознанием индивидов. Они – весомый вклад
Беккариа в разработку европейскими просветителями теории правового государства,
принципов либерализма. Подобный вклад не мог не сделать мыслитель, убежденный в
том, что самым лучшим является социальный строй, при котором достигается
максимальное счастье для наибольшего числа людей. |
Реклама: |