|
Уже первое предложение "Общественного
договора" – "Человек рождается свободным, но повсюду он в
оковах" – нацеливает на поиски путей разрешения этого противоречия с
ориентацией на идеализированные черты "золотого века" естественного
состояния (свобода, равенство и т. д.). Подобная идеализация естественного
состояния диктуется идеальными требованиями Руссо к гражданскому состоянию,
которое должно в новой (политической) форме возместить людям то, "что они
якобы уже имели до образования государства и чего они, следовательно,
несправедливо лишены в условиях сложившейся неправильной государственности.
Таким образом, завышение достоинств прошлого дает руссоистской доктрине
надлежащие высокие критерии и масштаб для критики современности и требований к
будущему. Кстати говоря, по той же самой логике, но с противоположными целями
сторонники абсолютной монархии, напротив, утверждали, что человек рождается
бесправным подданным. В трактовке Руссо современный ему феодальный
строй, критически соотнесенный с буржуазно-демократическими принципами
общественного договора, лишается своей легитимности, справедливого и законного
характера – словом, права на существование: он держится не на праве, а на силе.
В плоскости же соотношения сил проблема, по оценке Руссо, выглядит следующим
образом: "...пока народ, принужден повиноваться и повинуется, он поступает
хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо,
сбрасывает его – он поступает еще лучше; ибо, возвращая себе свободу по тому же
праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть ее,
либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать". Такой подход, по
существу, обосновывал и оправдывал насильственный, революционный путь низвержения
феодальных порядков. Но сила, согласно Руссо, не создает права –
ни в естественном, ни в гражданском состоянии. Моральное вообще не может быть
результатом физической мощи. "Право сильнейшего" он называет правом в
ироническом смысле: "Если нужно повиноваться, подчиняясь силе, то нет
необходимости повиноваться, следуя долгу; и если человек больше не принуждается
к повиновению, то он уже и не обязан это делать. Отсюда видно, что слово право ничего не прибавляет к силе. Оно здесь просто ничего
не значит". Основой любой законной власти среди людей
могут быть лишь соглашения. "Несомненно, –
писал Руссо, – существует всеобщая справедливость, исходящая от разума, но эта
справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть взаимной... Необходимы,
следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и
вернуть справедливость к ее предмету". Условия перехода к государству Руссо трактует
следующим образом: то, что отчуждается у каждого изолированного индивида в
пользу образуемого по общественному договору целого (народа, суверена,
государства) в виде естественного равенства и свободы, возмещается ему (но уже
как неразрывной части этого целого, члену народа-суверена, гражданину) в виде
договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит, говоря словами
Руссо, как бы эквивалентный "обмен" естественного образа жизни людей
на гражданский образ жизни. Благодаря общественному договору все
оказываются "равными в результате соглашения и по праву". Вместе с тем Руссо отмечает, что "при
дурных Правлениях это равенство лишь кажущееся и обманчивое; оно служит лишь
для того, чтобы бедняка удерживать в его нищете, а за богачом сохранить все то,
что он присвоил". Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с
тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и
с этих эгалитариетских позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию
богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, "ни один
гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность
купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя
продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых,
ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых –
умерение скаредности и алчности". |
Реклама: |