|
Проблемы общества, государства и права
освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей
народного суверенитета. Распространенные в то время представления о
естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во
многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной,
социальной и политико-правовой жизни человечества. В естественном состояний, по Руссо, нет
частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь
физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением
частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному
равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из таких условий, инспирированный
"хитроумными" доводами богатых и вместе с тем обусловленный
жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной
власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою
естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем
договора государство и законы "наложили новые путы на слабого и придали
новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда
установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в
незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь
человеческий род на труд, рабство и нищету". Неравенство частной собственности,
дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном
счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту
все равны в своем рабстве и бесправии. В противовес такому ложному, порочному и
пагубному для человечества направлению развития общества и государства Руссо
развивает свою концепцию "создания Политического организма как подлинного
договора между народами и правителями". При этом основную задачу подлинного
общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего
превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека – в
гражданина, он видит в создании "такой формы ассоциации, которая защищает
и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации
и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только
самому себе и остается столь же свободным, как и прежде". Каждый, передавая в общее достояние и ставя
под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы,
превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора,
по Руссо, таковы: "Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в
договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое,
состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это
Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь
и волю. Это лицо юридическое*, образующееся, следовательно, в результате
объединения всех других, некогда именовалось Гражданскою
общиной, ныне же именуется Республикою,
или Политическим организмом: его члены
называют этот Политический организм Государством,
когда он пассивен, Сувереном,
когда он активен, Державою – при
сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в
совокупности получают имя народа, а в
отдельности называются гражданами как
участвующие в верховной власти и подданными как
подчиняющиеся законам Государства". *В оригинале "person publique", т. е. публичная персона или публичная личность. Обосновываемая Руссо концепция общественного
договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве. Основная мысль Руссо состоит в том, что
только установление государства, политических отношений и законов,
соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать – с точки
зрения разума, справедливости и права – переход от естественного состояния в
гражданское. Подобные идеальные представления Руссо находятся в очевидном
противоречии с его же догадками о роли частной собственности и неравенства в
общественных отношениях и обусловленной этим объективной необходимости перехода
к государству. |
Реклама: |