|
Есть и экономические мотивы в творчестве
Пересветова. Так, в ряде мест он довольно пространно высказывается о торговле,
выступая за законодательное упорядочение этого рода деятельности, т. е.
введение "правды-закона" в эту сферу общественной жизни.
"Нечистый торг" (который имел место у царя Константина) должен быть
искоренен, торговые операции следует проводить, основываясь только на
"правде-законе" (как это делается у "турского царя"). Пересветов последовательно проводит идею
реализации законности во всех формах общественной и государственной
деятельности. Наибольшее внимание уделено им критике
беззакония. Осуждая боярское самовластие, он отмечает полное пренебрежение
бояр-временщиков к закону и законным формам государственной деятельности и
обвиняет их в том, что они богатели "незаконно", "изломили
правый суд", "невинных осуждали по мздам". Он критикует такие
проявления "неправедности" в деятельности суда, как лжесвидетельство,
ложная присяга, рассмотрение заведомо ложных, сфабрикованных дел и т.д. В Малой челобитной к неправедным действиям
Пересветов относит и внесудебные формы расправы – "обиды",
возможность причинения которых он усматривает в деятельности государственных
чиновников, руководствующихся не законами государства, а собственным
произволом. Жертвой такой внесудебной расправы был и он сам, в результате чего
остался "наг, бос и пеш". По поводу соотношения веры и правды И. С.
Пересветов утверждал: "Бог любит не веру, а правду". Этот подход
опирался на традиции новозаветной литературы, в которой постоянно и много
говорилось об уважении к правде и закону. Если в государстве вера лежит мертвым
грузом, а не осуществляется в праведном поведении ее носителей, то, несмотря на
ее внешнее соблюдение и воплощение в храмовом служении, правды в этом царстве
нет, поскольку такая вера оторвана от правды. "Истинная правда есть
Христос", и вера в него есть вера в правду, так как вера призвана помогать
людям понимать и исполнять правду, и если такое единство соблюдается, то в этом
государстве бог пребывает и помощь свою подает. Это – идеальный вариант полного
взаимопроникновения веры и правды, но имеются и исторические примеры
расщепления этих категорий: вера наличествует, а правды – нет. Так было, по
оценке Пересветова, в царствующем граде Константинополе, где вера была
"всем сполна", но в гражданской жизни Царствующий град был отмечен
"деяниями беззаконными", "междоусобными бранями" и
злодеяниями, в результате которых люди в нем "оскудеша и обнищаша", и
поэтому Константинов град лишился божественного покровительства
("пречистые Богоматери отпадше"). Противопоставление правды вере введено в
русскую политическую литературу Максимом Греком. Пересветов использовал этот
подход и развил его далее для обоснования реальной необходимости осуществления
праведной (в смысле законопослушной и моральной) жизни и недопустимости
оправдания "неправедного" поведения (нарушения законов) верой, как бы
внешне блистательно она ни была организована. Судебная реформа у Пересветова, равно как
финансовая и военная, прежде всего имеет своей целью уничтожение
наместничества. Во все грады необходимо направить прямых судей, назначаемых
непосредственно верховной властью, жалованных из государевой казны. Судебные
пошлины (присуд) взимать в казну, "чтобы судьи не искушалися и неправдою
бы не судили". Судят судьи по Судебным книгам, по которым они и
"правят и винят". Перед законом все должны быть равны, и суд,
"нашед виноватого", обязан "не пощадить и лучшего".
Жалованье "прямые судьи" получают прямо из государевой казны. Здесь
Пересветов впервые ставит вопрос об отделении суда от администрации и
образовании единой централизованной судебной системы. |
Реклама: |