|
По мнению Ильина, правовое государство в
отличие от тоталитарного – этого исторического и политического факта XX в. –
основывается всецело на признании человеческой личности – духовной, свободной,
правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном
правосознании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом
внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме
государственного устройства (демократической, республиканской или
авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится
всеохватывающим. Режим держится не законами, а партийными указами,
распоряжениями, инструкциями. При этом государственные органы, поскольку с виду
они еще действуют, слагают из себя только показную оболочку партийной
диктатуры. "Граждане" в таком сообществе только субъекты обязанностей
и объекты распоряжений. Правосознание здесь заменено психическими механизмами –
голода, страха, мучений и унижений. Поэтому тоталитарный режим не есть ни
правовой, ни государственный режим. Если все же говорить о форме этой
организации, хотя и не правовой и противоречивой, то это, по оценке Ильина,
есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата. Заслуживает упоминания позиция философа в
вопросе о достоинствах и несовершенствах двух основных форм устройства власти в
государстве – монархии и республики. В основе его оценки – мера их содействия
росту духовности и свободного правосознания. Дело в том, что правопорядок
складывается в обществе лишь тогда, когда "каждого из нас признают
главным, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное
правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это
правосознание и эту свободу". Идеальная форма для России, по мнению
Ильина, – единовластие, монархия. "История как бы вслух произнесла некий
закон: в России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю
Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия – или
религиозного и национально укрепленного, единовластия чести, верности и
служения, т. е. монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного,
бесчестного и притом антинационального и интернационального, т. е.
тирании" (О монархии и республике). Глава 19. Политико-правовая идеология большевизма1. ВведениеС 70-х гг. XIX века в России начали
распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано
прежде всего с деятельностью Г. В. Плеханова и руководимой им группы
"Освобождение труда" (основана в 1883 г.). Картина складывавшихся
тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что
Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми
вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои
усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт,
поворотный для дальнейших судеб страны. Их цель заключалась в том, чтобы с
историко-материалистических позиций выявить состояние пореформенного
российского общества, перспективы его эволюции. Они хотели вооружить
нарождавшийся в те времена российский пролетариат пониманием того, что он собой
в действительности представляет, каковы его место и роль в
общественно-политической жизни, к чему он должен стремиться, каков его
социальный идеал, какую тактику, и стратегию надлежит ему использовать в борьбе
против господствующих классов, против существующего государственного строя. На первых порах, вплоть до рубежа XX в., в
совсем еще небольшом стане русских марксистов практически не было
сколько-нибудь существенных различий в исповедовавшихся ими взглядах на
коренные проблемы власти, государства, права и закона, политического режима и
т. д. На том этапе они выступали практически единым фронтом. Объединяло их всех
не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней
России, бескомпромиссное противостояние общему врагу – царскому самодержавию.
Были у них и общие идеологические противники: таковыми являлись народники,
"ревизиониствующие" марксисты, представители буржуазной
политико-юридической науки, и проч. Русских марксистов сплачивали также единые
задачи, которые они в 80–90-х гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма
к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей.
Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей
под знамена Марксова социализма, работа по развитию революционного движения и
приданию ему организованного характера. |
Реклама: |