|
Создание такой атмосферы есть дело особого
искусства, требующего не только интенсивного волевого бытия, но также – и это
следует считать важным основополагающим элементом всей конструкции Ильина –
"душевно-духовной прозорливости, подлинного восприятия бессознательной
жизни других и умения ее воспитывать". Вот почему государственная власть
только тогда в состоянии "соблюдать свою истинную духовную природу... если
только она остается верна своей цели, своим путям и средствам, она получает
свое священное назначение только на этой последней, нравственной и религиозной
глубине". Таково исходное толкование Ильиным природы и
общего назначения власти в его социальном, психологическом и
духовно-религиозном аспектах. Далее эта общая мысль конкретизируется у него
через посредство идеальных требований к надлежащей организации власти в
государстве, которые Ильин в привычной для него дидактической манере именует
аксиомами власти. Согласно этим аксиомам, государственная власть должна
принадлежать и применяться только на основе правового полномочия; она должна
быть единой в пределах каждого политического союза ("как один Дух и его
правота"); она должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими
этическому и политическому цензу; политические программы могут включать в себя
только такие меры, которые преследуют общий интерес. Эти меры должны быть
внеклассовыми и даже сверхклассовыми, равным образом избегая включения
частного, личного интереса; программа власти может включать в себя только
осуществимые меры и формы (иначе это будет химерической и утопической затеей);
государственная власть принципиально связана с распределяющей справедливостью,
но она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда
этого требует "поддержание национально-духовного бытия народа". Ильин поясняет, что сама справедливость в ее
правовом воплощении не сводится лишь к равенству фактическому (с его
"слепотой к человеческим различиям"); она состоит в
"беспристрастном, предметном учете, признании и отражении каждого индивидуального
субъекта во всех его существенных свойствах и основательных притязаниях".
Однако для претворения подобной "распределяющей" справедливости
необходимо, чтобы сам индивид (как, впрочем, и народ, нация) обладал чувством
достоинства. "Чувство собственного достоинства есть необходимое и
подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения,
без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни
национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, – политически
недееспособен; народ, не движимый им, – обречен на тяжкие исторические
унижения. Эти же свойства необходимы и государству, и отдельным его
формированиям, например армии". Определенную роль в воспитании чувства
достоинства выполняет частная собственность. "Человеку необходимо
вкладывать свою жизнь в жизнь вещей – это неизбежно от природы и драгоценно в
духовном отношении". Поэтому частная собственность есть естественное право
человека, которое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной
властью. Важно не то, чтобы не было имущественного неравенства, а то, чтобы в
стране не было хозяйственно беспочвенных, бесцельных, безработных,
бесперспективных людей. "Существенно не владение человека, а его сердце и
воля. Только сильный и духовно воспитанный сумеет верно разрешить проблему
частной собственности и создаст на ее основании цветущее и социальное
хозяйство". Частная собственность дает чувство
уверенности, доверия к людям, к вещам и земле; она научает творчески любить
труд и землю, свой очаг и родину; она закрепляет оседлость, без которой
невозможна культура, единит семью, вовлекая ее в заботы о собственности, она
питает и направляет государственный инстинкт человека; "она раскрывает ему
художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному
принятию природы и мира...". Таким образом, "частная собственность
пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать
"мое" и "твое", приучая его к правовой взаимности и к
уважению чувства полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского
порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической
свободе...". |
Реклама: |