|
После либеральных начинаний Александра I и
обсуждения этой темы в литературе малочисленная группа российских либералов
последующих периодов – "эпохи великих реформ" и "отката
реформ" –- сочетала свои либеральные устремления с большой дозой
просвещенного консерватизма. Эта группа может быть представлена прежде. всего
именами Чичерина, Муромцева, Коркунова, Ковалевского. Крупнейшей фигурой в либеральной философской
мысли второй половины века был Борис Николаевич Чичерин (1828–1904),
автор пятитомника "История политических учений" (1869–1902), а также
ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии права–
"О народном представительстве" (1866), "Курс государственной
науки" (3 части, 1894–1898),"Философия права" (1900). Активный
защитник "великих и прекрасных реформ" начала царствования Александра
II и сторонник в отдаленной перспективе конституционной монархии, Чичерин –
после непродолжительной профессорской карьеры в Московском университете
(1861–1867) – оказался в опале и долгие годы провел в уединении родового
поместья. Государство, по Чичерину, предстает в истории
союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого
верховной властью для общего блага. Частное благо есть цель не государства, а
гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление
нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. При этом
государством определяются права гражданские, а не так называемые естественные
права. Сама область естественного права – в отличие
от права положительного –- это область требований правды, справедливости, это
"система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и
долженствующих служить мерилом и руководством для положительного
законодательства". Справедливость как общее разумное начало и есть мерило,
с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц и
устанавливаются требования законов. Цель социально-политического развития –
избежать крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма и
суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную
свободу и общий закон. Право не сводимо к пользе или к интересу, его
сущность связана со свободой как индивидуалистическим и априорно-метафизическим
началом. Право с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая
внешними законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, т. е.
"свободу с ее границами" и вытекающими отсюда отношениями, то эти
границы и есть основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин
частично использует гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но
критически относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим истолкованиям.
Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях развития – внешняя
(право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода. Другими словами,
свобода как субъективная нравственность переходит в объективированную и
сочетается с правом как нормой свободы в общественных союзах – семье,
гражданском обществе, церкви, государстве. Либералы конца прошлого века продолжали
полемику с утопическими социалистами и первыми русскими марксистами, с
консервативно-романтической оппозицией поздних славянофилов и с официозным
законничеством юристов-догматистов, отметавших с порога философский подход к
праву, политике и государству. Известные различия были и между либералами.
Так, Чичерин представлял неогегельянскую версию классического либерализма, Муромцев
стал либералом в рамках "юриспруденции интересов", Вл. Соловьев –
либералом религиозно-философской ориентации, Л. Петражицкий был конституционным
демократом по партийной принадлежности. П. И. Новгородцев в своем обосновании
конструкции правового государства опирался на естественно-правовую традицию, а
неокантианец Б. А. Кистяковский обсуждал перспективу превращения правового
либерализма в правовой социализм. Более традиционными либеральными теоретиками
выглядят М. М. Ковалевский и П. Г. Виноградов, а также более ранний их
предшественник К. Д. Кавелин. |
Реклама: |