|
В истолковании социальных и политических
проблем своего времени Бакунин чаще всего использовал естественно-правовую
традицию в трактовке прав личности или обязанностей должностных лиц
государства, а неформальный догматический анализ существующих государственных
законов или иных установлений. Отрицательное отношение к законам и
законодательному регулированию у него сложилось под воздействием характерного для
анархизма негативистского восприятия любых форм государственной и политической
власти и присущих им путей и средств социального регулирования. Все юридические законы, в отличие от законов
природы и заурядного правила общежития, являются, по Бакунину, внешне
навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство (т. е.
законодательство, которое создается "политическим государством")
неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека
законам. Игнорирование этих естественных законов ведет к подчинению
неестественному, "юридическому", искусственно создаваемому праву и
тем самым способствует возникновению и распространению олигархии. Всякое
законодательство, таким образом, порабощает человека и одновременно развращает
самих законодателей. Свобода человека должна соизмеряться не с той
свободой, которая пожалована и отмерена законами государства, а с той свободой,
которая есть отражение "человечности" и "человеческого
права" в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как
братья и как равные. В противопоставлении человеческого права и государственных
законов Бакунин опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей. Важнейшей гарантией обеспечения дела свободы
Бакунин не без основания считал контроль над государственной властью. Такие
гарантии возникают, по его мнению, в каждой стране по мере "эмансипации
общества" от государства. Во всех странах, где установилось
представительное правление, свобода может быть действительной лишь в том случае,
когда имеется действенный контроль и надзор за носителями власти, поскольку
власть в состоянии испортить самых лучших людей. Завоевание свободы и утверждение
общечеловеческого права для всех и каждого он связывал с классовой борьбой,
однако в будущем социалистическом обществе свобода и право предстают у него уже
не атрибутами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями
высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным
группам. С того момента, когда рабочий окажется победителем в продолжительной
освободительной борьбе, он должен будет проявить по отношению к бывшему хозяину
"чувство справедливости и братства свободного человека". Соотношение
социализма и свободы он выразил в следующей формуле: "свобода без
социализма – это привилегия, несправедливость; социализм без свободы – это
рабство и скотство". Совершить социальную революцию – значит
разрушить все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь государство.
Социальная революция в отличие от политической совершается не с помощью одной
только революционной власти (в том числе нового революционного государства), а
более всего с помощью народной силы, причем эта сила сама должна быть
организована на выступления путем возбуждения революционных страстей. Движущие
силы революции предстают у Бакунина не в технико-организационном, а скорее в
абстрактно-доктринальном их восприятии и отображении. Народная сила,
революционные страсти, философские принципы с вытекающими из них практическими
действиями – все это из словаря утопического социализма, безусловно
критического по отношению к существующему строю, но в то же время весьма
примитивного и нереалистичного в указании путей и средств его действительного
радикального преобразования. 3. Либералы. Б. Н. ЧичеринЛиберальная мысль зарождалась в постоянном
противостоянии и преодолении традиций самодержавного и крепостнического
произвола, бюрократической безответственности. Она была направлена на поддержку
и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование.
Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание
уважения к праву. |
Реклама: |