|
1 ноября 1861 г. Герцен выдвигает лозунг
"В народ!", ставший на десятилетия призывом для патриотической
молодежи к деятельному участию в освободительном движении. Социализм Герцена народнический и вместе с
тем индивидуалистический – так оценивает взгляды Герцена Бердяев. Его вера в
крестьянскую общину во многом объясняется тем, что русский мужик, даже в
крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет
в себе личное начало с общинным. Правда, он не делает при этом различения между
личностью и индивидом, между человеком и гражданином. Однако хорошо чувствует и
передает опасность мещанства, торжествующего и угрожающего образованному
меньшинству. Первый русский западник пережил глубокое разочарование в западном
мещанстве, и это склонило его к сочувствию анархизму, а не демократии. "Государство и личность, власть и
свобода, коммунизм и эгоизм (в широком смысле слова) – вот геркулесовы столбы
великой борьбы, великой революционной эпопеи", – писал Герцен в период
идейных поисков перспективных форм организации человеческого общежития. Он
пришел к выводу, что таких форм можно выделить только две – монархию и
республику. При этом речь идет не о формах правления, а именно о формах
организации общежития, в которых действительно обеспечивается дело народа
(республика), общее благо. Поэтому он проводил различение политической и
социальной республики, считая подлинной республикой только социальную. Монархия
в отличие от республики, требует священного и неприкосновенного авторитета, который
несовместим со свободой людей и независимостью разума. На общий ход дискуссий о социальных
возможностях общины большое влияние оказали публицистические выступления Николая Гавриловича Чернышевского (1828– 1889), особенно две
его статьи – "Критика философских предубеждений против общинного
владения" (1858) и "Экономическая деятельность и
законодательство" (1859). В первой из них сделан вывод о том, что
существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилизации, какая
достигнута в текущем столетии, не помеха для ее вхождения в эту цивилизацию,
потому что в общинном владении присутствует "высшая форма отношений
человека к земле". Более того, общинное владение обеспечивает, писал
Чернышевский в другой статье годом раньше, каждому земледельцу обладание землею
и "гораздо лучше частной собственности упрочивает национальное
благосостояние". Такое владение в состоянии наилучшим образом обеспечить
успехи в сельском хозяйстве, поскольку общинная собственность "соединяет
собственника, хозяина и работника в одном лице". Все это позволяет сделать
вывод о возможности ускоренного социального развития при помощи общины.
В статье "Экономическая деятельность и
законодательство" автор дает контрастирующее сопоставление внутриобщинной
правовой ситуации и правительственного регламентирования с помощью законов. В
общинном поземельном владении отсутствует "вмешательство всякой
центральной и посторонней администрации". Здесь внутреннее регулирование,
которое можно назвать разумным законодательством, дает бесспорность и
независимость правам частного лица. Оно же благоприятствует развитию прямоты
характера и качеств, нужных для гражданина. Оно поддерживается и охраняется
силами самого общества. Таким образом, внутриобщинное регулирование
самодостаточно, в нем гораздо больше разумности, нежели в правительственной
регламентации, поскольку оно вырабатывалось поколениями на основе правового
обычая или соглашения. Право собственности на Западе почти
исключительно предоставлено отдельному лицу и ограждено прочными и неукоснительно
соблюдаемыми гарантиями. "Юридическая независимость и неприкосновенность
отдельного лица повсюду освящена и законами, и обычаями". И тем не менее
опора на законы и законность, как и всякое одностороннее стремление, имеет свои
невыгоды. Это в равной мере относится к законному и обычно-правовому
обеспечению "исключительных прав личности", права собственности в
первую очередь. Эти невыгоды стали обнаруживать себя как только идеал
"приблизился к осуществлению с забвением или сокрушением других, не менее
важных условий человеческого счастья, которые казались несовместимыми с его
безграничным применением к делу". Имеется в виду итоговый результат
"безграничного соперничества" собственников в земледелии и
промышленности; оно в конечном счете "отдало слабых на жертву сильным,
труд на жертву капиталу". |
Реклама: |