|
Фашистские идеологи выдвигал тезис, согласно
которому преступное поведение, даже не подпадающее под признаки указанных в
законе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно
"наказуемым в соответствии со здравым смыслом народа". Судьям
предписывалось при принятии решений "в меньшей степени исходить из закона
и в большей из принципиальной идеи, что правонарушитель должен быть удален из
общества". Сокрушение нацистами правосудия явилось закономерным итогом
порочности их идеологии и политики. Национал-социализм в Германии (немецкий
фашизм) был и, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой
национал-социалистической идеологии. Но она, как показывает исторический опыт,
может существовать и утверждаться также в других ипостасях, может
мимикрировать, завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех
случаях ее распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации.
Необходимо ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых
различных окрасок, чтобы противостоять ему и одерживать над ним верх. Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в.1. Русский утопический социализмШестидесятые годы отмечены появлением новых
моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует
радикальными программами и не менее радикальными общественными акциями.
Историки (А. И. Володин и Б. М. Шахматов) называют его периодом образования
революционного утопического социализма на российской почве, возникающего из
соединения двух потоков – русского утопического ("крестьянского")
социализма и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции. Видными представителями русского утопического
социализма стали А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Характерно, что оба они
признавали близость свою к позициям славянофилов. Герцен отмечал, что
славянофилам "принадлежит честь и слава почина", именно с них
начинается "перелом русской мысли". Их сближала с западниками, к
которым Герцен причислял и себя, любовь к свободе и чувство любви –
"безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу,
русскому быту, к русскому складу". Чернышевский о славянофилах высказался
так: "Они принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и
даровитейших людей в русском обществе". К идеям и конструкциям общинного
(народнического, "крестьянского") социализма одновременно пришли
многие социальные философы, однако приоритет здесь принадлежит Александру Ивановичу Герцену (1812–1870). Именно он
воспринял сельскую общину как главный опорный элемент в здании будущего
русского социализма. Эта тема обсуждалась им одновременно с темой отсталости
России, ее самобытности и особой миссии в деле общественных преобразований у
себя и других народов. Исторические события как бы пронеслись над русским
народом, писал Герцен, во многом повторяя Чаадаева, но, задавленный и забитый,
он сохранил свой самобытный характер, свою молодость, не отягощенную, как у
народов Запада, вековыми традициями исторической жизни. Именно сохранность
самобытного характера делает его чувствительным к социализму, и более всего это
связано с особой ролью сельской общины. "Община спасла русский народ от
монгольского варварства, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой
бюрократии. Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла против
вмешательства власти; она благополучно дожила до развития
социализма в Европе". В общинных хозяйственных и
административных началах он усматривал зародыши и черты социалистического
коллективизма. "... В избе русского крестьянина мы обрели зародыш
экономических и административных установлений, основанных на общности
землевладения, на аграрном и инстинктивном коммунизме". Однако Герцену
были видны и негативные стороны общинных порядков – поглощение личности миром
(общиной), как и во всех других случаях "неразвитого коммунизма".
Выход он видел в использовании западной науки, призванной оказать на крестьянский
быт оплодотворяющее воздействие. Без этого аграрный коммунизм, будет пребывать
грубым и примитивным, наподобие уравнительного коммунизма Гракха Бабефа на
Западе, который практически исключает свободу личности и потому никак не может
считаться достойным воплощением социализма. К приобщению русского крестьянина к
положительным результатам цивилизации и науки Запада должны быть призваны
передовые русские люди, "прошедшие через западную цивилизацию" и
впитавшие ее исторический опыт и социалистические представления. |
Реклама: |