|
Возобладало убеждение, что поступками
индивида как частного собственника движут как спонтанные импульсы, так и
преднамеренный трезвый расчет на извлечение на своих действий максимальной
личной пользы. Расчет мог иметь широкий диапазон: от стремления удовлетворить
сугубо эгоистический, исключительно индивидуальный интерес до желания разумно
сочетать собственную позицию с позицией других индивидов, других членов
общества с тем, чтобы в рамках достижения совместного, общего блага добиваться
удовлетворения собственных потребностей. В развитие такого рода представлений заметный
вклад внес Иеремия
Бентам(1748–1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма,
вобравшей в себя ряд социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских
материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих
в ее основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют
смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством
решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений.
Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение
наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Четвертый:
максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и
общественных интересов есть цель развития человечества. Эти постулаты служили Бентаму опорами при
анализе им политики, государства, права, законодательства и т. д. Его
политико-юридические взгляды изложены в "Принципах законодательства",
во "Фрагменте о правительстве", в "Руководящих началах
конституционного кодекса для всех государств", "Деонтологии, или
Науке о морали" и др. Давно и прочно Бентам числится в ряду столпов
европейского либерализма XIX. в. И не без основания. Но у бентамовского
либерализма не совсем обычное лицо. Принято считать ядром либерализма положение
о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве
деятельности, самоутверждения индивида, обеспечиваемом частной собственностью и
политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о
свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность
личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не
полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем
заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов,
советует Бентам, "не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно
сделаете для общества". Что касается категории "свобода",
то она претила ему. Бентам видит в ней продукт умозрения, некий фантом. Для
него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Отсюда понятен
враждебный бентамовский выпад против свободы: "Мало слов, которые были бы
так пагубны, как слова свобода и его
производные". Свобода и права личности были для Бентама
истинными воплощениями зла, потому он не признавал и отвергал их, как отвергал
вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее
воздействием. Права человека, по Бентаму, суть чепуха, а неотъемлемые права
человека –- просто чепуха на ходулях. Французская Декларация прав человека и
гражданина, согласно Бентаму, "метафизическое произведение", части
(статьи) которого возможно разделить на три класса: а) невразумительные, б)
ложные, в) одновременно и невразумительные и ложные. Он утверждает, будто
"эти естественные, неотчуждаемые и священные права
никогда не существовали... они несовместны с сохранением какой бы то ни было
конституции… граждане, требуя их, просила бы только анархии...". Резко критический настрой Бентама в отношений
школы естественного права выразился и в отрицании им идеи различения права и
закона. Причина такого отрицания данной идеи скорее не столько теоретическая,
сколько прагматически-политическая. Тех, кто различает право и закон, он
упрекает в том, что таким образом они придают праву антизаконный смысл. "В
этом противозаконном смысле слово право является величайшим врагом разума и
самым страшным разрушителем правительства… Вместо того, чтобы обсуждать законы
по их последствиям, вместо того, чтобы определить, хороши они или дурны, эти
фанатики рассматривают их в отношении к этому мнимому естественному праву, т.
е. они заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения".
Бентама справедливо называют одним из
пионеров позитивизма в юридической науке Нового времени. |
Реклама: |