|
С более радикальных философско-исторических
позиций критиковал славянофилов Тимофей Николаевич
Грановский (1813–1855), для которого историческое развитие всегда
сопровождается борьбой разнородных сил и каждую эпоху отделяет от другой
"резкое различие", в том числе войны и революции (например,
завоевания древних германцев, Французская революция XVIII в.). Историческое
развитие бесконечно, поскольку вечно новы противоположности и никогда они не
возвращаются к прежним пунктам, "из борьбы их исходят вечно новые
результаты". Об интересе знаменитого профессора всеобщей
истории в Московском университете к отечественной истории свидетельствует его
публичная полемика с литературными распространителями доктрины
"официальной народности" (Погодиным, Шевыревым) и славянофилами, а
также его критика некоторых упрощенных западнических воззрений на прошлое
России. Так, в речи Грановского перед студентами 1845 г. в связи с началом
курса по истории средневековья содержится прямое указание на основных идейных
оппонентов: "И вам, и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое
служение России – России, идущей вперед и с равным презрением внимающей
клеветам иноземцев, которые видят в нас только легкомысленных подражателей
западным формам, без всякого собственного содержания, и старческим жалобам
людей, без всякого собственного содержания, которые любят не живую Русь, а
ветхий призрак". Герцен писал впоследствии об известной
условности деления на славянофилов и западников по той простой причине, что все
они были патриотами своего народа и отечества. Их объединяло, по крайней мере в
начальный период, решительное осуждение крепостного рабства и административно-судебного
произвола, а также боязнь того, что если перемены не придут сверху, то
переворот явится снизу. В этом отношении они близки в отдельных пунктах своих
политических программ и декабристам и народникам. Так, существовавшая в
1845–1847 гг. в Киеве тайная религиозно-политическая организация
(Кирилло-Мефодиевское общество) унаследовала от декабристов идею
республиканизма и сближалась со славянофилами в провозглашении христианского
учения исходным началом и основанием для "правления, законодательства,
права собственности и просвещения". После реформ 60-х гг. острота разногласий
между славянофилами и западниками утратила свое былое значение. Славянофильство
эволюционировало в сторону почвенничества и сблизилось во многом с
консервативными противниками реформ, однако значительная часть их ожиданий и
надежд в отношении русской общины была воспринята идеологами "русского
социализма" (Герцен, Чернышевский и др.). Для славянофильства 70–80-х гг.
характерны известная инертность и идейный догматизм. В этот период они
становятся критической мишенью для русских марксистов и наиболее дальновидных
консерваторов. Константин Леонтьев, один из наиболее талантливых выразителей
трагизма социальной и политической ситуации в пореформенной России, склонный в
какой-то момент даже к "монархическому социализму", заметил однажды в
отчаянии: "Аксаков во время пожара читает благородную лекцию о будущей
пользе взаимного страхования любви". В XX в. вопрос о самобытности русской
истории вновь актуализировался в связи с социалистическим экспериментом и таким
образом вопрос Хомякова и Киреевского о том, "что такое Россия, в чем ее
сущность, призвание и место в мире" (Н. А. Бердяев), получил новые
истолкования и новые оценки. Глава 15. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в.1. Английский либерализмПоследняя треть XVIII в. – время, когда
Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в
ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы содействовали этому
обстоятельству и многие характерные явления сопутствовали ему. Английская
политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала
происходившие в стране крупные социально-исторические перемены. Едва ли не
центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной
собственности, ее защиты и поощрения, тема активизма индивида, гарантий
неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей и т. п. |
Реклама: |