|
Крепостное состояние, по мнению Хомякова,
введено Петром. Фактическое рабство крестьян существовало до этого в обычае и
не было признано в законе. Только в правление Петра "закон согласился
принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже
обычаем". Таким образом, закон "освятил и укоренил давно
вкрадывавшееся злоупотребление аристократии". Несомненной заслугой Хомякова явилось новое
историческое истолкование традиционной темы о взаимоотношении государства и
церкви и дополнение ее историческим обзором статуса крестьянской общины. Так
расчищалась почва для обсуждения более фундаментальной для политического быта
темы о соотношении общества и государства в русской и зарубежной истории.
Характерным для Хомякова оказался также интерес к меняющейся роли обычая и
закона. В ответном обращении к Хомякову Киреевский
отметил неправильность постановки вопроса: была ли прежняя Россия хуже или
лучше теперешней, где "порядок вещей подчинен преобладанию элемента западного".
Если рассматривать основные начала жизни в России и на Западе, то сразу же
обнаружится "одно очевидное общее" – христианство. И все же различия
между ними также очевидны – в особенных видах христианства, в особенном
направлении просвещения, в особенностях частного и народного быта. Для подхода
Киреевского стало характерным сравнение не только результатов развития
отдельных элементов, но и восхождение историческое к началу складывания
элементов, в частности просвещения и образованности. В основание европейской образованности легли
три элемента – римское христианство, мир необразованных варваров, разрушивших
Римскую империю, а также классический мир древнего язычества. Последний
представлял, по сути дела, "торжество формального разума над всем, что внутри
и вне его находится". Римская церковь в своем обособлении от восточной
отличилась именно подобным "торжеством рационализма над преданием, внешней
разумности над внутренним духовным разумом". С помощью внешнего силлогизма
папа стал главою церкви вместо Христа, потом мирским властителем, наконец
возведен в сан непогрешимого. Частный и общественный быт Запада
основывается на понятии индивидуальной, отдельной независимости, предполагающей
индивидуальную изолированность. Отсюда святость внешних формальных отношений,
святость собственности и святость условных постановлений. Общественное
устройство России имело многие отличия от Запада – составление общества из
маленьких так называемых миров (общин), принадлежность человека миру (и мира
ему), принадлежность поземельной собственности (источника личных прав на
Западе) не лицу, а обществу. "Лицо участвовало во столько в праве
владения, во сколько входило в состав общества". Общество не было
самовластным и не могло само изобретать для себя законы, поскольку в окружении
подобных себе других обществ управлялось однообразным обычаем. В отличие от Запада сила неизменяемого обычая
делала всякое самовластное законодательство невозможным, и даже разбор и
княжеский суд (до подчинения удельных княжеств Московскому) не мог совершаться
без согласованности с всеобъемлющими обычаями. Заслугу в выработке общинных
обычаев, которые заменяли законы, Киреевский всецело относил к церквам и
монастырям. Последние он именует также "святыми зародышами несбывшихся
университетов". Именно из церквей, монастырей и жилищ уединенных
отшельников распространялись повсюду одинаковые понятия об отношениях
общественных и частных. Позднее Хомяков дополнил перечень ценных свойств общины
как перспективного (в отличие от государственных) учреждения такими
характеристиками (в письме к А. М. Кошелеву, 1849 г.): "сохранение
исконного обычая, право всех на собственность поземельную и право каждого на
владение, нравственная связь между людьми и нравственное воспитание людей в
смысле общественном посредством постоянного упражнения в суде и администрации
мирской. При полной гласности и правах совести". |
Реклама: |