|
Тема самобытности истории России и ее
политического опыта обсуждалась не впервые. Она ставилась и истолковывалась
разработчиками темы Москва – третий Рим, затем Аввакумом, патриархом Никоном,
Ю. Крижаничем, а в начале века также Карамзиным, декабристами, представителями
просвещенной бюрократии. В этом же плане воспринималась формула режима
правления при Николае I, выдвинутая министром просвещения С. С.
Уваровым в виде триады "православие, самодержавие,
народность". Самодержавие объявлялось главным устоем, обеспечивающим мощь
и величие России; православие считалось соответственно основой духовной жизни;
народность истолковывалась как проявление многовековой традиции патриархального
единения народа со своим царем. Эта официальная теория усердно насаждалась в
школах, университетах, в канцеляриях, в церкви и армии. Начальным событием в разработке идей ранних славянофилов считается обмен в 1839 г. рефератами между Александром Степановичем Хомяковым (1804–1860) и Иваном Васильевичем Киреевским (1806–1856) по вопросу об
историческом опыте старой и новой России. Эти два реферата разошлись затем в
списках под названиями "О старом и новом" и "В ответ А. С.
Хомякову". Славянофилы выдвинули ряд новых идей и положений при оценке
прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки
опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного
самоуправления, о роли государственного начала и о соотношении закона и обычая
в рамках их общей концепции народознания. Они были безусловными противниками и
критиками крепостного права. "Наша древность, – утверждал Хомяков, –
представляет нам пример и начала всего доброго в жизни частной, в
судопроизводстве, в отношении людей между собой. Однако обычаи старины, все
права и вольности городов и сословий были принесены в жертву для составления
"плотного тела государства", когда люди, охраненные вещественной
властью, стали жить не друг с другом, а, так сказать, друг подле друга, язва безнравственности
общественной распространилась безмерно, и все худшие страсти человека развились
на просторе: корыстолюбие в судьях, которых имя сделалось притчею в народе,
честолюбие в боярах, которые просились в аристократию, властолюбие в
духовенстве, которое стремилось поставить новый папский престол".
Петр Великий сумел единым взглядом обнять все
болезни отечества и "ударил по России, как страшная, но благодетельная
гроза". Удар пришелся по сословию судей-воров, по боярам, думающим о делах
своего рода и забывающим родину, по монахам, ищущим душеспасения в кельях и
поборов в городах, забывающим, однако, церковь, человечество и братство
христианское. И тем не менее силы духовные принадлежат не правительству, а
народу и церкви. Увеличение размеров и вещественной власти
государства привело к уничтожению областных прав, угнетению общинного быта
(общины и области, привычные к независимости, стали угнетаться еще со времен
федерации южных и северных племен под охраной дома Рюриков). С Петра начинается
новая эпоха – время сближения с Западом, который до этого был "совершенно
чужд" России, и это движение не было действием народной воли. С этого
момента "жизнь власти государственной и жизнь духа народного разделились
даже местом их сосредоточения". Одна в Петербурге двигала всеми видимыми
силами России, всеми ее формальными изменениями, другая (жизнь церковная)
"незаметно воспитывает характер будущего времени, мысли и чувства, которым
суждено облечься в полную, проявленную деятельность". Личность государства
получает отныне вполне определенную деятельность, свободную от "всякого
внутреннего волнения", в то время как "бесстрастное и спокойное
начало души народной, сохраняя свои вечные права, развивается более и более в
удалении от всякого временного интереса и от пагубного влияния сухой
практической внешности". |
Реклама: |