|
Представители исторической школы права верно
подметили одну из существенных слабостей естественно-правовой доктрины –
умозрительную трактовку генезиса и бытия права. В свою очередь, они попытались
истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определенный
объективный ход вещей. Этот ход, полагал Г.Гуго, совершается непроизвольно,
приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше
всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом
столетий порядков. К. Савиньи считал, что с движением
национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть
органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего
зародыша. Вся история права – медленное, плавное раскрытие той субстанции,
которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе
своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом
обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом
связи со своим корнем – общим убеждением народа. С точки зрения Г. Пухты, бесцельно
искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную
придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни
народного духа, не напоенная им, она не может привиться обществу. Как членам
живого организма, как ветви целостной культуры народа правовым установлениям
свойственна органичность, которая выражается, помимо прочего, и в том, что
стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.
"...Этим органическим свойством право обладает также и в своем
поступательном движении; органической является и преемственность правовых установлений.
Выразить это можно одной фразой: право имеет историю". Идея "народного духа", которую
насаждали в юриспруденции Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, в те времена и позже в общем мало импонировала исследователям и нашла
немного почитателей. Но в философско-юридических суждениях исторической школы
положительное значение имела критика умозрительных представлений
естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Оставила свой след в
истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в
качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся,
функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа. 3. Учение Гегеля о государстве и правеГеорг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) –
гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой
заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли. В наиболее цельном и систематическом виде
учение Гегеля о государстве и праве изложено в "Философии права"
(1820) – одном из самых значительных произведений в истории политических и
правовых учений. Философия права – важная составная часть всей
гегелевской системы философии. Основная задача философии права – научное
познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.
"Наше произведение, – отмечает Гегель, – поскольку в нем содержится наука
о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и
изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве
философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть…".
Подчеркивая своеобразие своего философского подхода к праву, он писал:
"Наука о праве есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую
собою разум предмета, из понятия или, что то же самое, наблюдать собственное
имманентное развитие самого предмета". Право, по Гегелю,
состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное
бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским
конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по
Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о
развитой, разумной воле, которая свободна. Дело обстоит таким образом, так как
мышление и воля в гегелевской философии отличаются друг от друга не как две
различные способности, а лишь как два способа – теоретический и практический –
одной и той же способности мышления. |
Реклама: |