|
Хотя Кант и выдвинул положение о суверенитете
народа, он очень опасался того, как бы из этого положения не были сделаны
крайние, радикальные практические выводы. Посему накладывается вето на право
народа обсуждать вопрос о происхождении власти. "Каково бы ни было происхождение
верховной власти, предшествовал ли ей договор о подчинении или же власть
явилась сначала, а затем уже установился закон, – для народа, который находится
под владычеством гражданского закона, все это бесцельные и угрожающие
опасностью государству рассуждения. "Закон, который столь священен, что
было бы преступлением хотя бы на мгновение подвергать его сомнению,
представляется как бы исходящим не от людей, а от высшего законодателя. Таково
именно значение положения: "Всякая власть происходит от Бога". Оно
выражает не историческую основу государственного устройства, а идею или
практический принцип разума, который гласит: "Существующей законодательной
власти следует повиноваться, каково бы ни было ее происхождение". С передовых, прогрессивных позиций
анализировал Кант стержневые проблемы внешней политики. Он клеймит
захватническую, грабительскую войну, резко осуждает подготовку к ней:
"Самые большие бедствия, потрясающие цивилизованные народы, – последствия
войны, и именно последствия не столько какой-нибудь настоящей или прошедшей
войны, сколько постоянной и все растущей подготовки к будущей войне".
Автор труда "К вечному миру" ратовал за соблюдение международных
договоров, невмешательство во внутренние дела государств, за развитие между
ними торговых и культурных связей. Кант выдвигает проект установления
"вечного мира". Его можно достичь, правда, в отдаленнейшем будущем,
созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств,
построенных по республиканскому типу. По убеждению философа, образование такого
космополитического союза в конце концов неминуемо. Залогом тому должны были
явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля
правителей, а также экономические, коммерческие потребности наций. 2. Историческая школа праваВ самом конце XVIII в. в Германии зародилось
и в первой половине XIX в. сделалось весьма влиятельным в изучении права особое
направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных
интересов оно поставило вопрос о том, как право возникает и какова его история. Основоположником направления в юриспруденции,
получившего наименование исторической школы права, является Г. Гуго (1764–1844) – профессор Геттингенского университета,
автор "Учебника естественного права, как философии позитивного права, в
особенности – частного права". Виднейшим представителем этой школы был К. Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге
"Право владения", в брошюре "О призвании нашего времени к
законодательству и правоведению" и в 6-томном. сочинении "Система
современного римского права". Завершает эту группу представителей
исторической школы права Г. Пухта
(1798–1846), основные произведения которого – "Обычное право" и
"Курс институций". Естественно-правовую доктрину и вытекавшие из
нее демократические и революционные выводы историческая школа права избрала
главной мишенью для своих нападок. Эта доктрина вызывала недовольство своих
противников тем, что доказывала необходимость коренного изменения существующего
со средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов,
которые отвечали бы "требованиям разума", "природе
человека", а фактически – назревшим социальным потребностям, т. е.
общественному прогрессу. Теоретики исторической школы права взяли под
обстрел прежде всего тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции,
создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они
утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к
совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются
сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и
публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не
усмотрению законодателя. Г. Гуго принадлежит очень характерное сравнение права
с языком. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по
чьему-либо указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не
столько) благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного
развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно
принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты
законодательной власти дополняют позитивное право, но "сделать" его
целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это
последнее произрастает из недр "национального духа", глубин
"народного сознания" и т. п. |
Реклама: |