|
* Там же. С. 49. ** Лаический — светский. *** Карташев
А. В. Указ. соч. С. 51. Здесь
и открывается замысел ортодоксального теократизма, который в отличие от
либерального теократизма B.C. Соловьева уповает не на рассеянные энергии
гражданского общества, а на собирающую силу государства. Общество по существу
своему плюралистично и включает наряду с многообразием сторон и сфер жизни
многообразие интересов. Но в делах веры, как полагает ортодоксальный
теократизм, не может и не должно быть никакого центробежного плюрализма;
духовная жизнь должна быть центростремительной и в смысле единой устремленности
вверх, к высшим ценностям, и в смысле коллективного, соборного единства
ценностей. Такая центростремительность более свойственна природе государства,
чем природе общества, вот почему ортодоксальный теократизм склоняется к этатизму и склонен брать государство в помощники. Наряду
с этой логикой внутреннего этатизма
действует и логика мессианистская, предполагающая приобщение всех народов к
данному духовному идеалу. На это указывает современный польский богослов Г.
Подскальски, специалист в области восточнохристианского богословия.
«"Новый Константин" — такой же неотъемлемый элемент традиционной
византийской парадигматики императорской власти, как и ее ветхозаветная
"типология" (новый Моисей, Давид, Соломон и т. д.). В истоках этой
традиции — культ самого св. Константина Великого как инициатора христианского
обращения империи, "тринадцатого апостола", продолжившего
апостольскую миссию обращения "языков и народов". Постепенно,
на протяжении V—IX веков, почитание царствующего василевса как
"последователя и соратника" апостолов, нового Давида и нового
Константина, земного представителя Небесного Царя, стала центральным элементом
официальной имперской доктрины, в рамках которой завершение евангелизации
Вселенной и приуготовления человеческого рода ко Второму пришествию Спасителя
рассматривалась как конечная цель и промыслительное назначение священной
державы ромеев"»*. Речь идет об особой, имперской эсхатологии,
когда священная империя наделяется миссией приуготовления человечества к
мироспасительному моменту всемирной истории. * Подскальски
Г. Христианство и богословская литература в
Киевской Руси (988-1237 гг.). Спб., 1996. С. 508. Черты
этой имперской эсхатологии явно проступали в империи Сталина, строившего
священный «второй мир» как альтернативу «первому», увязшему в буржуазной
греховности. Советские солдаты, занявшие весной 1945 года. Восточную Европу,
осуществляли не имперский геополитический
захват как таковой, а несли народам благую весть — социализм. Имперская акция
расширения пространства понималась как приуготовление к вхождению народов в
новый Иерусалим — коммунистический. И, надо сказать, геополитические акции СССР
оставались эффективными и убедительными до тех пор, пока доминанта идеи не была
вытеснена доминантой голой силы, а захваты не стали выступать в секулярной
форме чисто имперского самоутверждения, свободного от действительных
эсхатологических предчувствий и интуиции, от поисков земного рая. Как
только это случилось, советский империализм утратил всякую убедительность и
внутреннее вдохновение: его проводниками стали не пассионарии, готовые к
подвигам, а прагматики, способные быть перекупленными. Здесь находит свое
подтверждение пророчество исламской теократической мысли: «Если правитель
питает страх перед Аллахом, Возвышенным и Славным, и творит справедливость, его
ждет богатая награда; но если он поступает иначе, она отнимается от него»*. * Всемирное писание: Сравнительная антология священных
текстов. С. 556. Обратимся
теперь к другой дилемме теократического принципа: теократия низов или теократия
верхов. Всем
известно, что первичной народной религией повсюду было язычество — культ
природных сил. Великие мировые религии привносятся в народное сознание как бы
сверху, они связаны с противопоставлением великой письменной традиции
(священного текста — Библии, Корана, Лао-цзы) малой народной — устной, в
которой религия перемешивается с фольклором. Для преодоления языческих стихий
народного сознания чаще всего требуется усилие власти, которая нередко и
выступает как инициатор монотеистического реформаторства. Общеизвестно, что
князь Владимир крестил Русь, преодолевая стихийное сопротивление народа,
привязанного к своим языческим богам. Между народом и реформаторами монотеизма
возникают нешуточные коллизии, столь ярко описанные в Библии. |
Реклама: |