|
Предыдущая Следующая
Основателем географической школы во французской социологии
следует считать Фредерика Пьера Гийома Ле
Пле (1806—1882). Ле Пле —
экономист и социолог, с 1840
г. — профессор Горной школы, сенатор при Наполеоне 111
(1867), организатор Международного общества практического изучения социальной
экономики (1885), издатель газеты «Социальная реформа» (1881).
Французская социально-географическая школа получила столь
широкое распространение, что оказала влияние даже на эстетику: историком Жаном
Батистом Дюбо (1670—1742) была
создана так называемая «теория среды». Дюбо основным фактором развития искусства
считал климатические условия страны; Монтескье, который также придерживался
этой теории, таковыми считал экономические и социальные факторы,
обусловленные, в свою очередь, географической средой и климатом; Ипполит Адольф
Тэи (1828—1893) расширил понятие «среды» (milieu), рассматривая ее как
совокупность различных факторов. Это, с одной стороны, неизменные
климатические и географические условия страны, с другой — характер расы,
государственного устройства и «моральная температура», или «состояние умов и
нравов» данной эпохи. Географическая среда определяет, например, характер
живописи: «линейный» на юге и «колористический» на севере.
Французский социолог Эдмон Демолен (1852—1907) в 80-х гг. на основании
изучения социальных условий жизни различных групп сельского населения, а также
сравнительного исследования быта горняков и фабричных рабочих разных стран
(например, Франции и России) выдвинул идею социографии (социальной географии) — ответвления социологии, которое изучает
влияние местных условий жизни на образование «общественных типов».
Социогеография — социологическая дисциплина, которая анализирует
географический аспект социальной жизни конкретных общественных групп: их
территориальную дифференциацию, пространственное распространение, влияние
деятельности человека на окружающую среду. Термин, близкий по смыслу, был
введен в научный оборот в 1913
г. Р. Штейнметцем, предложившим выделить в качестве особой социологической
дисциплины социогеографию, или «социальную географию», которая в
противоположность абстрактно-теоретической социологии должна дать полное
описание жизни народа той или иной эпохи. Социогеография сформировалась под
влиянием географического направления во французской социологии; один из первых
представителей Видаль де ла Блаш усматривал цель социальной географии в анализе
ландшафта, представляя его как «открытую книгу», которая позволяет выявить
способ жизни тех или иных человеческих коллективов. Существенный вклад в социогеографию
внесла Амстердамская социологическая школа, представители которой, критикуя
географический детерминизм, делали главный акцент на исследовании связей между
социологией и географией. Задачу социогеографии они видели в изучении
географического контекста жизни социальных групп, считая, что различие между
нею и географией ландшафта состоит в том, что последняя изучает не группы, а
ландшафт. Л. Февр обращал внимание
на отличие социальной морфологии, изучающей то, как географически выражено
социальное состояние, от географии, анализирующей действия человека на
географическое окружение. Близкой точки зрения придерживался М. Сорр, считавший, что хотя Социогеография,
так же как и социология, исследует активность социальных групп, однако ее
предметом является экстериоризация (овнешнение) деятельности человека в
предметах ландшафта. Не ограничиваясь исследованием влияния человека, его
деятельности на природный ландшафт, социогеография включает в круг своих
проблем социальное пространство, отношения между населением и территорией,
зависимости социальной жизни от окружающего природного мира, влияние освоения
природы на развитие внутриобщинных и межобщинных связей, а также отношения
человека и пространства, роль пространственно-географических факторов в
социальной жизни.
Предыдущая Следующая
|