|
Если Хаусхофер считал, что «именно рабочие, о жизненном пространстве и просторе для дыхания которых в первую очередь шла речь»111, должны были бы особенно стараться получить «геополитическое образование», то Георг Граф взял на себя задачу распространения геополитического образования под предлогом «дополнения» исторического материализма. Ему казалось, однако, «своевременным включить результаты и методы географических исследований, поскольку они вообще имеют к этому отношение, в систему исторического материализма, которая без этого является незавершенной»112. Он хотел тем самым восполнить пробел, якобы допущенный Карлом Марксом (последнее, согласно Графу, в гораздо меньшей степени относится к Энгельсу). «Ведь остается фактом на сегодняшний день, — писал он, — что с географией в рамках материалистической теории истории до сих пор обращались весьма сурово»'13. «Географические проблемы, отношения, существующие между земным пространством и развитием культуры, были явно чужды Карлу Марксу... Географическое видение и мышление было ему несвойственно; в гораздо большей степени он являлся синтезом философа, политэконома и революционного политика»114. Ошибка Карла Маркса и многих его учеников состоит, по Графу, как раз в том, что «они уделяли все внимание экономическим и социальным факторам и пренебрегали первичными природными элементами... С другой стороны, следует, конечно... отвергнуть также исключительно географический подход какого-нибудь Ратцеля и многих его учеников, не говоря уже о подчас весьма романтических объяснениях какого-нибудь Монтескье, Бокля и т.д. вплоть до Вилли Хеллпаха»115. Если «Хаусхофер... с полным правом» требовал «хорошего геополитического воспитания для каждого государственного народа»116, то можно ли тогда быть в претензии к Графу, если он требует такого же воспитания специально для прогрессивного класса «каждого государственного народа». «Но именно пролетариат как восходящий класс, — писал Граф, — заинтересован в геополитическом мышлении и геополитическом обучении... Поэтому воспитание в демократическом духе должно быть также воспитанием геополитического мышления»117. Граф предпринял попытку усовершенствовать марксизм в той же плоскости, что и его учитель — Каутский, для которого Граф и вспахивал эту «целину исторического материализма». «Уже климат вынуждает государства занять совершенно определенные зоны земли»118, — писал Граф. Можно подумать, что слышишь «подчас .весьма романтические объяснения какого-нибудь Монтескье», который устанавливал уже прямую связь между государством и климатом. Пытаясь придать значимость «первичным природным элементам», Граф мимоходом, подобно своему учителю Ратцелю, устранил экономическую и социальную сферы. Поэтому его государство несущественно отличается от государства Ратцеля, которое, как я показал, возникает в качестве представителя «интересов всего общества» и живет без производства за счет земли. Граф писал: «Территория впервые становится государством благодаря людям, которые организованно на ней живут и общаются, питаются здесь, одеваются, размножаются. Подобно тому, как земля выражает вещное отношение государства (Блюнчли), так жители являются его личной основой»119. «Все мировые державы прошлого погибли из-за недостаточного развития средств общения», — уверяет Граф и приводит пример, согласно которому ни Римская империя, ни империя Карла Великого, ни империя Карла V не могли избежать гибели именно потому, что существовавшие тогда средства общения были слишком примитивны. «Число людей растет, — цитировал он Ратцеля, — земля... остается той же самой. Следовательно, она должна нести на себе все больше людей и давать больше плодов; поэтому она становится все более желанной и ценной; с каждым поколением история становится все более географичной и территориальной»120. И Граф делал отсюда вывод: «Этим объясняются также последовательные этапы в развитии государства»121. |
Реклама: |