|
Еще 22 государства юридически не являются федерациями, но их государственное устройство включает элементы федерализма. С географической точки зрения, эти квазифедерации могут быть подразделены на: • малые островные государства — Антигуа и Барбуда, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея, Соломоновы острова, Вануату—Новые Гебриды; • западноевропейские демократические государства с длительными традициями регионализма — Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Португалия, Финляндия; • многонациональные страны Азии, Африки с компактно проживающими меньшинствами — Бирма, Гана, ЮАР, Намибия, Судан, Танзания. Эти квазифедерации основаны на соглашениях между их составными частями, имеющих конституционную силу. федерализма В современном взаимозависимом мире принципы федерализма используются очень широко и не только на государственном уровне. «Континуумфедеративности» становится все более длинным. «Взрыв федерализма» происходит и на уровне местных властей (федерациями можно назвать объединения муниципалитетов, например, в границах городских агломераций), проявляется и на надгосудар-ственном уровне (в конфедерацию, по сути, превращается Европейский Союз), и в деятельности негосударственных организаций [Б1а2аг, 1996]. Большая популярность принципов федерализма объясняется новой парадигмой в развитии мирового сообщества, которое становится все более взаимозависимым, сочетая разнообразие и единство, связанное с функционированием многочисленных сетей — распространением информации, финансовых потоков, товаров, энергии и т.п. 383 Раздел //. Политическая география Взаимозависимый, мир заменяет мир самодостаточных, более или менее однородных наций-государств, в которых власть концентрируется в единственном центре. Принципы федерализма применены в конституционнных соглашениях, связавших с метрополиями ассоциированные государства и территории. Таковых насчитывается 24; их общая площадь — 2,44 млн кв. км, население — более 13 млн человек. Федеративные соглашения встречаются в двух формах: 1) ассоциированных государств, в которых или основное, или присоединившееся государство могут в одностороннем порядке разорвать союз в соответствии с процедурами, установленными в учредительном акте; 2) федераций, в которых любое изменение в их внутреннем устройстве может быть осуществлено только при условии взаимного согласия обеих сторон. 11 Таким образом, четкой границы между федерациями и II не-федерация ми нет. Легче сказать, какие государства не являются федеративными, чем дать исчерпывающее определение «настоящей» федерации. Разнообразие форм государственного устройства представляет собой континуум — от наиболее до наименее федеративных. Федерализм — чрезвычайно многообразное понятие. Это: государственного устройства; • политическая идеология и практика, сплав доктрин, убеждений, традиций и прагматических соображений; • социо - культурный феномен; • постоянный п р о ц е с с поиска компромиссов между федеральным центром и субъектами федерации. Без такого процесса невозможно существование федеративного государства, поскольку суть федерализма — примирение стремления к единству (а следовательно, определенной централизации) и к разнообразию — самостоятельности и децентрализации. Поэтому конфликт между интересами федерации и ее членов, в частности по бюджетным проблемам, неизбежен и естествен, и нормальное функционирование федеративного государства предполагает действие эффективной системы сдержек и противовесов, позволяющих урегулировать столкновения между «центром» и «периферией». Известный исследователь федерализма Д. Элазар различает федерализм как средство разрешения противоречий между стремле- 384 3. Федерализм в территориально-политической организации общества ниями к единству и разнообразию или межнационального примирения и федерализм как цель, как тип общества и государства, построить которые стремятся его отцы-основатели, учитывая характер политической культуры граждан. Соответственно и федеративный процесс, и устойчивость федеративного государства в первом и во втором случае разные. В качестве примера федерализма, используемого как средство разрешения противоречий, можно привести многонациональные федерации в Третьем мире — Нигерию и Индию. В качестве второго примера стран, в которых общество и государство организованы на принципах федерализма, — Швейцарию или США. |
Реклама: |