|
• политических (уровня политической мобилизации меньшинства, в том числе наличия и влиятельности националистических партий и движений, других проявлений национализма). Оценка риска дезинтеграции современных европейских государств на основе количественных и качественных показателей, отражающих перечисленные факторы, показала, что он наиболее велик в порубежье между наиболее и наименее развитыми, между мусульманскими и православными странами и регионами бывшего СССР [см.; Колосов и Трейвиш, 1996]. Распад де-юре даже одного государства чреват, как еще раз показали события в бывшей Югославии, тотальным пересмотром всей территориально-политической организации и системы границ в Европе. Остаются политической реальностью территориальные споры, и вызванные ими вооруженные конфликты не могут быть исключены в ближайшем будущем. Хотя эффективность принятых международным сообществом правовых процедур урегулирования территориальных конфликтов, установления и поддержания мира там, где было применено насилие, возрастает, они явно недостаточны, чтобы положить конец кровопролитным приграничным войнам. В то же время применение силы для принуждения участников территориальных конфликтов выполнять решения международных организаций остается исключительно острой и противоречивой проблемой в международной политике. Границы как таковые редко служат причиной войны — чаще всего они определяют факторы, способствующие возникновению конфликта. Слабые государства с небольшой государственной тер- 375 Раздел II. Политическая география риторией обычно имеют более протяженные границы по отношению к своей площади и имеют меньше возможностей оказывать влияние на своих соседей. Так, партизанские движения в Южной Африке в 1970-1980-х годах имели базы на территории соседних стран, названных увеличивая тем самым риск распространения военных действий. Националистические движения остаются мошной силой во многих регионах мира. Принцип ничем не ограниченного права наций на самоопределение находится в очевидном противоречии с другим основополагающим принципом международного права — недопустимостью нарушения территориальной целостности и нерушимости границ суверенных государств. Это главные факторы, заставляющие сомневаться в осуществимости неолиберального и даже реалистического сценариев эволюции системы мировых границ. Поэтому важно определить районы наиболее высокого риска дестабилизации, в том числе обострения территориальных и пограничных конфликтов, особенно в зонах контакта между наиболее развитыми и развивающимися странами, и в целом — сильных экономических, социальных и культурных градиентов. Как измерить эти градиенты и оценить риски — предмет дальнейших актуальных исследований. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте традиционные теоретические подходы к исследованию государственных границ в политической географии. 2. Назовите различные основания типологии государственных границ и приведите примеры. 3. В чем заключаются достоинства и недостатки функционального подхода к изучению государственных границ? Остается ли он актуальным? 4. Как связаны теория мировых систем и современные подходы к изуче- нию границ? 5. Почему политические границы в мире (государственные и политико- административные) образуют единую систему? 6. Назовите основные различия между лримордиалистскими и инстру- менталистскими теориями нации. Какое отражение они нашли в политической географии и, в частности, в изучении государственной территории и границ? 7. Что такое территориальная идентичность? Приведите примеры иерар- хической структуры территориальной идентичности. 376 2, Границы, государственное строительство,... 8. Какие методы используются современными государствами и полити- ческими элитами для укрепления или создания территориальных иден-тичностей и как процессы национального и государственного строительства отражаются на системе политических границ и положении в приграничных районах? |
Реклама: |