|
Только на страны Азии и Африки приходится около 2/3 их протяженности (табл. 19), и именно в странах этих континентов при проведении границ нужды и чаяния населения были проигнорированы. Даже в Европе только 2% протяженности сухопутньгх Таблица 19 География государственных границ в мире
Примечание: таблица составлена до распада СССР, Чехословакии, Югославии и Эфиопии. Источник: РоисНег, 1991. 373 Раздел I/. Политическая география границ до распада социалистической системы были легитимированы голосованием избирателей на референдумах. Около 42% всей длины сухопутных границ в Африке — астрономические и геометрические, т.е. проведены по параллелям и меридианам, равноудаленным линиям и т.п., без какого-либо соответствия социальным реалиям. Границы на Черном континенте были навязаны африканцам колониальными властями: около 20% нынешних сухопутный границ проведены британской администрацией, около 17% — французской, как правило, при полном игнорировании этнического, экономического и социально-культурного пространства [Рсоюпег, 1991]. Если до настоящего времени насилие относительно редко применялось в Африке для решения территориальных споров, то только потому, что большинство правительств признало мудрость знаменитого решения Организации Африканского Единства о нерушимости постколониальных границ, принятого в 1964 г. Пессимистический сценарий предусматривает дезинтеграцию многих нынешних государств по этническому принципу. Самая апокалиптическая версия пессимистического сценария— борьба за самоопределение «большинства меньшинств» в странах Азии и Африки. Например, ряде стран насчитывается по несколько сотен народов (см. табл. 7). Можно себе представить, что произойдет, если все они начнутся бороться за самоопределение. К сожалению, в пользу пессимистического сценария говорит то, что социальная модернизация (индустриализация, урбанизация, повышение среднего уровня образования) нередко ведет, как во многих бывших республиках Советского Союза и автономиях самой России, к повышению конкуренции между титульными группами и «мигрантами» за власть, контроль над ресурсами, престижные и лучше оплачиваемые рабочие места, жилье, землю. Эта конкуренция порождает вспышки радикального национализма, так как «титульные» политические и интеллектуальные элиты используют в борьбе за экономические блага групповую солидарность и идентичность как средство политической мобилизации этнических групп. Похожей была траектория развития фундаменталистских движений в Иране, Алжире и некоторых других арабских странах. Риск распада государств зависит от многих факторов: • геополитических (расколу способствует расположение районов с преобладанием меньшинств на периферии государственной территории, вблизи ареала, заселенного родственной этнической группой); 374 2. Границы, государственное строительство,... • демографических (абсолютной численности меньшинства и его доли в населении страны в целом и административного района, в котором оно проживает, степени его территориальной концентрации, доли среди городских жителей); • исторических (наличия у меньшинства опыта собственной государственности или автономии, «стажа» вхождения в нынешнее государство и др.); • экономических (уровня урбанизации, валового доходана душу населения относительно среднего по стране, сальдо миграций как показателя экономического положения: значительное сальдо м иг-раций — как положительное, так и отрицательное — обычно ведет к усилению этнополитической напряженности); • культурный (доли меньшинства, говорящей на родном языке, различий в вероисповедании с большинством); |
Реклама: |