|
Проблемы гфифаничньгх Специфические интересы пригра- регионов и пограничная ничных регионов можно условно политика разделить на экономические и гу- манитарные. Экономические интересы связаны прежде всего с установлением особого режима для предприятий, традиционно связанных с партнерами на приграничной территории соседней страны. Без создания живой и самовоспроизводящейся ткани сотрудничества, т.е. субъектов экономической деятельности по обе стороны границы, объединенных общими 351 Раздел II. Политическая география хозяйственными интересами, невозможно запустить его экономический механизм, и любые экономические решения останутся большей частью благими пожеланиями. Для оживления предприятий в приграничной зоне существует целый ряд средств: • освобождение от ввозных и вывозных пошлин, НДС, акцизных и других сборов; • определение перечня продукции, вывоз которой в пределах местных квот возможен без пошлин и на основе местных лицензий; • облегчение создания совместных предприятий и финансово-промышленных групп; • упрощение таможенного оформления грузов, переправляемых в соответствии с договорами, заключенными между предприятиями приграничных районов двух стран; • создание гарантированных условий трансграничных взаиморасчетов и взаимозачетов, отсутствие препятствий для финансовых потоков, для чего можно учреждать специальные совместные банки, и др. Гуманитарные интересы заключаются, во-первых, в облегчении режима пересечения границы для жителей приграничных территорий. Этого добиться легче, поскольку такая практика широко распространена во многих странах и регионах. Укреплению взаимного доверия и добрососедства способствует совместный пограничный и таможенный контроль. для жителей районов по обе стороны границы важно обеспечить равные права в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. Иными словами, если в больнице приграничного поселка, допустим, нет специализированного кардиологического отделения, то гражданин должен быть уверен, что его примут в таком отделении, расположенном неподалеку, но по другую сторону границы, и т.п. администрации приграничных регионов добиваются освобождения своих жителей от применения к ним норм и квот на перемещение через границу продуктов, произведенных в личных хозяйствах, на провоз личного имущества и нетоварных партий грузов. в условиях проницаемых границ важное место в контактах соседних областей занимает сотрудничество правоохранительных органов. Преступники не будут ждать, пока мес- 352 2, Границы, государственное строительство,... тные прокуратуры направят в свои столицы запрос на привлечение к их задержанию соответствующих органов соседней страны. О том, какие сложные проблемы встали перед службами, контролирующими трансграничные потоки, можно судить по данным Таможенного комитета о российско-украинской границе в середине 1990-х годов. Таможенные пункты там уже тогда существовали или оборудовались практически на всех дорогах с твердым покрытием и действовали на магистральных железнодорожных Однако помимо 35 основных дорог, где были обустроены комплексные пункты (пограничная, таможенная и другие службы), насчитывалось около 400 объездных путей, делавших российско-украинскую границу действительно «прозрачной» от таможенного контроля: на брянском направлении — до 120, белгородском — 80, ростовском — до 200. Ведь каждый приграничный населенный пункт России связан с украинскими поселениями грунтовыми дорогами. По этим дорогам, по подсчетам специалистов, бесконтрольно пересекали границу до 75% транспортных средств, вывозивших материальные ценности. С тех пор пограничные службы обеих сторон предприняли дополнительные меры по усилению контроля границы — вдоль нее патрулируют мобильные группы и т.п. Однако все полевые дороги перекрыть трудно. Узкая полоса районов и поселений, непосредственно прилегающих к границе, особенно сильно пострадала от превращения внутренней политико-административной границы в государственную. Едва ли не классическим примером трудностей, с которыми сталкивается новое пограни-чье, стали районные центры (север Ростовской области) и |
Реклама: |