|
• проявления в районах этнического и регионального сепаратизма, межнаггиональньгх и религиозньгх противоречий (4); • расхищение наггиональньгх богатств и активизация контрабандной деятельности (5); 349 Раздел II. Политическая география • нестабильность социальной обстановки и неконтролируемая миграция вследствие резкого снижения жизненного уровня в соседних странах (6); • трансграничная организованная преступность, терроризм, неконтролируемая торговля оружием и наркотиками (7); • региональные вооруженные конфликты вблизи границы России (8); • риск природных и техногенных катастроф и трансграничный перенос загрязнителей (9). Острота этих угроз была оценена экспертным путем в баллах (от 1 до 5) на основании многих исследований по каждой из 47 пар границ российских регионов и регионов бывших союзных республик. При этом наличие территориальных претензий и неопределенность правового статуса границ как фоновые показатели были оценены по двухбалльной системе, проявления сепаратизма и межнациональных противоречий, региональные вооруженные конфликты, терроризм и нелегальная торговля оружием и наркотиками как наиболее опасные угрозы — по пятибалльной, остальные — по трехбалльной. Таким образом, было произведено «взвешивание» опасности угроз. Суммирование баллов, набранных каждой из пар границ, показало, что наиболее беспокойные из новых российских границ — между Дагестаном и Азербайджаном (первое место), Краснодарским краем и Абхазией, Северной Осетией, Чечней и Западной Грузией (бывшей Юго-Осетинской автономной областью). Примерно одинаковые баллы — у границ между российскими регионами и странами Балтии и южнорусскими и восточноукра-инскими областями, но набор угроз в них разный, хотя для той и другой границы характерны серьезные последствия отсутствия международно-правового статуса, проблемы делимитации и демаркации, угрозы безопасности России, наносимые контрабандным вывозом цветных металлов и других товаров [см.: Колосов, Туровский, 1999]. В передовых странах граница для прилегающих к ней районов — давно уже не источник угроз им самим и стране в целом, а одна из основ благосостояния, фактор притяжения высокодоходных и инновационных сфер деятельности. Поэтому необходима и иная типология границ, ^позитивная»— по перспективам и основным направлениям приграничного сотрудничества. Ее основаниями могут быть: 350 _2 Границы, государственное строительство. ..._ • перспективы совместного использования находящихся в приграничной зоне природных ресурсов; • комплиментарность хозяйства приграничных регионов; • возможности использования гуманитарных ресурсов, например, культурного и образовательного потенциала крупного города, расположенного вблизи границы; • совместное использование рекреационного потенциала приграничных территорий; • необходимость в совместных (коллективных) мерах по охране окружающей среды (например, трансграничных речных бассейнов), созданию и поддержке существующих заповедников, принятию мер по предотвращению рисков природных и техногенных катастроф, неблагоприятных и опасных природных явлений; • возможности создания зон свободной торговли или свободного предпринимательства в приграничной полосе; • возможности предоставления особого статуса приграничным районам с обеих сторон границы; • необходимость в принятии любых других мер ad hoc, например, регулировании трансграничных систем расселения. Пограничная политика, к сожалению, на многих направлениях остается заложницей большой политики. Например, каково будущее российско-грузинской границы в районе Сочи, если остается неопределенным статус Абхазии? Пограничное сотрудничество и деятельность пограничных служб в этих условиях становятся амортизатором, смягчающим на местном уровне последствия мер, принимаемых «наверху». Одна из долговременных задач — сформулировать выгоды, которые может извлечь каждая область и каждый район из своего нового, приграничного положения. Было бы целесообразно создать в ареалах интенсивного трансграничного взаимодействия (например, в порубежье украинского и российского Донбасса) небольшие свободные экономические зоны. |
Реклама: |