|
338 2. Границы, государственное строительство,... идентичности. На каких принципах она должна основываться, не до конца ясно. Одни полагают, что современная РФ — преемница старой России, а почти 75 лет советской истории были лишь трагической ошибкой, с последствиями которой нужно борогься, другие выступают за преемство с бывшим СССР, третьи — и со старой Россией, и с СССР, четвертые выступают за поиск нового пути, не связанного прямо ни со старой Россией, ни с СССР. Не случайно в конце 2000 г. в российском обществе развернулась острая дискуссия о государственных символах — иконографии. В других бывших советских республиках группа населения с «советской» идентичностью включает большую часть русскоязычных жителей, не принадлежащих к«главной» (титульной) национальности, независимо от их этнического происхождения. Эта новая идентичность со странным названием «русскоязычные» основывается на общности статуса, рода занятий (русскоязычные жители большинства республик проживают главным образом в городах и заняты в промышленности, науке, здравоохранении и образовании) и особенно образования и культуры. Все русскоязычные, как правило, не владеют государственным языком и одинаково страдают от повсеместного форсированного перехода на него, отсутствия или резкого сокращения возможностей получить образование на русском языке, дискриминации в государственных учреждениях. Согласно концепции либерального национализма, естественный ход истории приводит к образованию национального государства и, следовательно, политическая идентичность развивается на базе этнической. Однако гораздо чаще государства, а не нации создают одновременно и политическую, и этническую идентичность. Перед руководителями новых независимых государств в бывшем СССР объективно встала задача сплочения разнородного в этническом и культурном отношении населения в политические нации — превращение их в лояльных граждан своей новой страны, разделяющих ее национальные символы, имеющих единые представления о ее истории и границах, традиционных союзниках и потенциальных внешних угрозах. Кроме того, для многих республик — Украины, Молдовы, Казахстана и др. актуальна задача сплочения не только меньшинств, но и самой титульной нации, поскольку в силу исторических причин у ее различных региональных групп не сложилось общего представления о своей нации. 339 Раздел II. Политическая география Пути государственного н национального строительства в бывшем СССР Существует два принципиально различных пути государственного строительства. • Построение национального государства титульной (или«глав-ной») этнической группы по европейским образцам x] x в. • Формирование государства всего населения страны, вне зависимости от его этнической или культурной принадлежности, что предусматривает меры по охране прав меньшинств и сохранению их языков, культуры и традиций. В П ер в О М случае основой национального государства служит одна из этнических групп. С точки зрения географии, опорой такого государства обычно служит район, который был в наименьшей степени подвержен влиянию центра и был позже включен в состав империи. В условиях бывшего СССР это чаще всего относительно отсталые сельские районы. Во в т о р о м случае общенациональное государство, обеспечивающее приоритет индивидуальных интересов над групповыми (т.е. в том числе любой этнической группы), ищет поддержку всего народа, независимо от национальной принадлежности граждан. Конфликт между группировками политической элиты, пытающимися реформировать свою страну по иностранным моделям, и теми, кто отстаивает ценности традиционной культуры, сопротивляясь волнам модернизации, типичен не только для постсоветского пространства. В этом случае конфликт между центром и периферией совпадает с конфликтом между группами, занимающими в обществе доминирующие и подчиненные позиции. Заявляя о своей приверженности второму, современному пути, на практике руководство многих постсоветских государств принимает меры, ущемляющие интересы меньшинств. |
Реклама: |