!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

межгосударственные организации; шшшш б) государственные;

—Б) между субъектами федераций и провинциями внутри стран.

Б Границы между ареалами идентичностей (культурно-политические рубежи «де-факто»)-

I_її_і а) между культурными («цивилшационными») макрорегнонами;

б) между ареалами государственных (политических) идентичностей. 0 ф аа) существующих;

аб) «строящихся»;

в) между культурными (этнокультурными) районами внутри стран

111 Стрелки — размывание идентичностей.

Рис. 13. Модель системы политико-административных и государственных границ и идентичностей в Восточной Европе (границы «де-юре»).

Источник- Kolossov V.,0'Lougklm J. Newbordersfornewworldorders:terntorialitiesat thefin-de-siecle//GeoJoumal. 1998. Vol. 44. № 3

333

Раздел II. Политическая география

фронтальные государственные границы между политическими блоками и странами, входящими в разные межгосударственные организации; «простые» государственные фаницы и политико-административные границы внутри стран. Как видно из рисунка, границы «де-юре» не всегда совпадают с культурно-политическими рубежами (или границами «де - факт о»). Даже границы между культурными макрорегионами («цивилизациями») могут «сечь» государственную территорию страны. Но фаницы «д е -ф а к т о» могут при определенных обстоятельствах (вследствие раскола страны или в результате значительных изменений в ее политическом режиме, связанных с трансформацией государственного устройства) вновь обрести официальный статус политико-административных или даже государственных.

Таким образом, происходит перераспределение функций между границами. Бывшие государственные границы становятся административными или культурными рубежами, так или иначе влияющими на жизнь общества, и наоборот. Культурная граница, или фаница «де-факто», выполняет прежде всего внешние функции контакта между культурами, тогда как фаницы «де-юре» — внутренние, обеспечивая суверенитет и территориальную целостность государства, социальную и этнокультурную интеграцию его населения. Государственные фаницы — это прежде всего линии раздела, символы независимости, физически выраженные в пространстве (пофаничные посты и таможни, контрольно-следовые полосы и т.п.).

Прекрасный пример системной, органической взаимосвязи между внешними и внутренними границами, между границами «де-юре» и «де-факто» — современная Украина. Наиболее сильна украинская этническая идентичность, как известно, в западных областях, которые входили в состав одного с Россией государства лишь в течение короткого периода 1939-1991 гг., да и то за вычетом нескольких лет оккупации во время Второй мировой войны. Небольшая река Збруч> отделяющая нынешние западные области от остальной части Украины, много лет служила границей между Российской и Австро-Венгерской империями. В советское время, после присоединения западных областей Украины к СССР, эта граница была «разжалована» в административную, отделяющую Тернопольскую область от Хмельницкой. Но это не только административный рубеж, но и ярко выраженная культурная граница между районами Украины — Подолом и Галицией, прекрасно видный, например, на любых электоральных картах.

334

2. Границы, государственное строительство,...

Достаточно пересечь Збруч, и разница в культурном ландшафте видна невооруженным глазом: на галицийской стороне бросаются в глаза многочисленные часовни, распятия на перекрестках, храмы, принадлежащие униатской и католической церквям. Многие села похожи своими примыкающими друг к другу двухэтажными домами скорее на небольшие центрально-европейские городки («местечки»). Эти дома, в которых до войны, как правило, проживало преимущественно польское и еврейское население, разительно отличаются от традиционных украинских хат к востоку от Збруча, окруженных палисадниками и огородами.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz