|
Местный (локальный) уровень. Создание политической и этнической идентичности нельзя представлять исключительно как процесс, полностью регулируемый политическими элитами, полагающими, что они действуют в интересах всего населения, и направленный «сверху вниз». Этот процесс — двусторонний, и местные территориальные коллективы играют значительную роль в формировании и консолидации государства [ЗаЫшБ, 19891. Жители долины Чердания — каталонцы, живущие по обе стороны франко-испанской границы, в течение долгого времени изобретательно манипулировали гражданством в своих собственных интересах, сохраняя свою каталонскую и местную идентичность. Они не считали себя ни французами, ни испанцами и оставались враждебными, как это часто бывает в сельской местности, ко всем чужакам, в том числе назначенным администрациями обеих стран чиновникам. Так, во время Первой мировой войны многие мужчины призывного возраста стали «испанцами*, чтобы избежать мобилизации. Восприятие границы этнически однородным населением по обе ее стороны значительно менялось со временем. Черданские крестьяне успешно «играли» на различиях между двумя понятиями суверенитета — юридическим и территориальным. В настоящее время все большую роль играет растущая автономия и экономическое влияние Каталонии, в которой у власти находится умеренно националистическое правительство. Таким образом, политическая (национальная, или государственная) идентичность остается чрезвычайно важным элементом жизнеспособности государства и центральным звеном в иерархии территориальных человека, но вовсе не единственным, а часто даже не главным. Исторически ее возникновению предшествовала локальная и региональная идентичность. 2.3. Государственные границы как часть мировой системы границ Резкие культурные границы между террИТОриально-ПОЛИТИческими системами де-факто могут совпадать с современными государственными границами и границами между экономическими и 331 Раздел II. Политическая география военно-политическими блоками, критическими границами (между территориально-политическими системами де-юре), а могут и не совпадать, рассекая территорию некоторых стран. Новые политические границы на всех иерархических уровнях почти никогда не возникают на чистом месте и крайне редко «секут» старые. Чаще всего культурные границы преобразуются в границы В свою очередь, «разжалованные* границы де-юре (т.е. официально закрепленные границы между юрисдикциями, разделяющие политические блоки, отдельные государства, их районы и провинции) не исчезают совсем. Обычно они прекрасно выражены в культурном и политическом ландшафте, а иногда даже визуально вполне различимы на местности (табл. 16, рис. 13). На рис, приведена модель исторических изменений статуса границ. Сплошными линиями показаны различные виды границ Таблица 16 Мировая система и система границ
332 2. Границы, государственное строительство,... А. Существующие политические границы (границы «де-юре»): НЮТ а) между политическими блоками и странами, входящими в разные |
Реклама: |