|
1. Общая характеристика 475 1630 по 1649 г.» и представляет собой ценный документ эпохи, памятник сугубо пуританского восприятия мира. Идеи свободы и демократическое истолкование общественного интереса (республики) наиболее ярко отражены в публицистике Роджера Уильямса (1603—1689). Он начинал свою проповедническую деятельность членом англиканской общины, затем был попеременно сепаратистом, баптистом и непредубежденным «искателем». Вслед за апостолом Павлом он рассматривал государство и его власть как Божественное установление, имеющее целью охранять спокойствие народа во всем, что касается жизни и имущества граждан. Но этим его предназначение не ограничено. Каждый законно избранный либо законно принявший должность государственный служитель является одновременно служителем Божьим и служителем народным. При этом неважно, к какому народу он принадлежит. Отсюда всякий магистрат, вмешивающийся в дела, которые ему не могут быть доверены народом, превышает свои полномочия. Учреждение власти производится на основе соглашения подданных и подразумевает их равенство перед законом. Уильяме допускал возможность изменения такого договора вследствие разногласий и необходимости примирять конфликтующие требования, а также вследствие необходимости согласовывать принципы общественной жизни с требованиями природы, разума, справедливости и целесообразности. Идеи Уильямса предвосхищают в ряде важных положений доктрину радикальных республиканцев в период американской революции, в частности, по таким вопросам, как осуществление народного суверенитета, истолкование смысла общественного договора, необходимости в периодическом уточнении конституции и др. Идеи пуританских политических мыслителей о народном суверенитете и демократическом республиканизме нашли свое практическое воплощение в ходе создания конституционных учреждений. Наиболее значительными конституционными установлениями этого периода стали «Основные уложения», провозглашенные в Коннектикуте в 1639 г., и особенно так называемая Массачусетская хартия вольностей (1641 и 1648). В 1641 г. в Массачусетсе при участии Натаниэля Уорда, большого знатока английского права, был составлен Свод свобод, в котором были зафиксированы многие свободы, известные английской конституционной практике со времен Великой 476 Глава 15. Соединенные Штаты Америки в XVIII—XX вв. хартии вольностей и более поздних актов и прецедентов. Среди них. упоминались равенство перед законом, право на справедливое разбирательство судом присяжных, принцип состязательности в суде, право на свободу передвижения, право на адвокатскую защиту, гарантия права апелляции. Здесь же была предусмотрена гарантия от жестоких и варварских наказаний, которая стала нормой права в Соединенном королевстве только после принятия Билля о правах 1689 г. После того как правящая пресвитерианская верхушка продемонстрировала свой «сверхалчный дух произвольной власти» и практически отказалась соблюдать Свод свобод, фримены обратились к губернатору с петицией, где содержалось требование соблюдать права англичан, и добились выработки и принятия нового, дополненного и более детализированного свода под названием «Законы и свободы» (1648). Этот свод послужил образцом для составителей законов в других колониях. Историки склонны считать его первым современным кодексом всего западного мира. Принцип ограничения произвола законодателей или чиновников путем гарантированного обеспечения прав и свобод граждан стал концептуально ясным в конституционной теории конца XVIII в. К этому же времени в самом Массачусетсе появляется Конституция (1780 г.), в которой со всей определенностью провозглашается один из принципов организации правового государства — «правление законов, а не людей» (в ее составлении принял участие Дж. Адаме). Вторая половина Х\Ш в. отмечена обострением на почве налогообложения конфликтов метрополии и колоний, переименовавших себя в штаты. После окончания Семилетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились этому и выдвинули ряд аргументов конституционно-правового характера. Наиболее очевидным было возражение со ссылкой на опыт британской конституционной практики, в соответствии с которой введение налогов недопустимо без согласия представителей налогоплательщиков в парламенте. Некоторые публицисты использовали в обоснование прав и свобод американцев естественно-правовые идеи С. Пуфендорфа и Дж. Локка. Первым, кто выдвинул аргумент о том, что жители колоний как свободные подданные короны наделены всеми «врожденными правами и свободами англичан» и потому вправе иметь своих представителей в законодательных собраниях (к таковым он относил ко- |
Реклама: |