|
Социальные и политико-правовые идеалы А. Н. Радищева были восприняты русской политической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов и представителей революционно-демократического движения. На современников его труды произвели огромное впечатление. Его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» называли набатом революции, и она была запрещена в России до 1917 г. За оду «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев был судим и приговорен к смертной казни, которая была заменена десятилетней ссылкой в Усть-Илимск. Павел I разрешил ему жительство под надзором в имении отца, а Александр I вернул его в Петербург и пригласил в комиссию по составлению законов. В 1802 г. Радищев покончил жизнь самоубийством. Глава 15 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ В \VIII-XX вв. 1. Общая характеристика В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода — пуританский (до второй половины XVIII в.) и просветительский (со второй половины XVIII до последней четверти XIX в.). При всем несовпадении интересов и социального статуса представителей первых поселенческих общин колонистов их объединяло поначалу желание обрести здесь «землю обетованную» и построить «новый Израиль» в полном согласии с заповедями первых христиан — иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда и т. д. Однако под воздействием социального неравенства и размежеваний на религиозно-идейной почве эти устремления получили здесь самые различные истолкования. Одним из источников напряженности стал конфликт между англиканской церковью и представителями пуританских протестантских общин. Наиболее радикальные из пуритан (от лат. и англ. — «чистый», «истинный») обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще не избавилась от многих пороков римско-католической церкви. Они оправдывали свое название отрицательным отношением к показной роскоши в быту и церковных обрядах, а также скрупулезным соблюдением заповедей воздержанности и бережливости. Умеренные пуритане (пресвитериане) различали вслед за Кальвином два разряда верующих (избранных к спасению и остальных, осужденных на Божью кару); радикалы исходили из того, что сама принадлежность к церкви является своего рода предопределением к спасению, во всяком случае ступенью к
474 Глава 15. Соединенные Штаты Америки в XVIII—XX вв. «очищению» и превращению в «праведников» (святых). Одна из наиболее радикальных общин, называвшаяся «сепаратисты», вошла в историю под именем «отцов-пилигримов». Перед тем как сойти на берег, они составили на борту корабля и утвердили большинством голосов Соглашение, в котором зафиксировали свое намерение «торжественно и взаимно» объединиться в «гражданский и политический организм для поддержания... лучшего порядка и безопасности...». В силу Соглашения они планировали ввести в новом месте обитания «такие справедливые и одинаковые для всех законы, ордонансы, акты, установления и административные учреждения, которые будут считаться наиболее подходящими и соответствующими общему благу колонии...». Первое публичное распространение текста Соглашения, принятого на корабле «Мэйфлауэр» в 1620 г., произошло много лет спустя, во время вооруженной борьбы 13 штатов за независимость. После завоевания независимости и принятия Конституции 1787 г. американские историки стали обращаться к Соглашению как к важному первоисточнику американской конституционной истории и первому в истории опыту составления общественного договора об образовании государства, его целях и задачах. День высадки общины сепаратистов на берег празднуется ежегодно 22 декабря и носит название «День праотцов» («День отцов-пилигримов»). Характерным примером «земли призвания» стала колония в Массачусетском заливе с центром в Бостоне. Видный представитель «пуританской утопии» (выражение американского историка Паррингтона), умеренный пуританин Джон Уинтроп (1588—1649) предпринял усилия к тому, чтобы социальная и административно-судебная организация колонии была осуществлена в духе догматов пуританской теократии. Возглавив эту в 1630 г., он в течение двух десятилетий ополчался на безудержное расточительство, иные пороки и часто сетовал на то, что «источники знания и веры столь загрязнены, что люди, отцеживая комара, проглатывают верблюда». Нападая на демократические идеи и программы преобразований, он утверждал, что опасно передавать государственные дела и правосудие народным коллегиальным органам, поскольку, как полагал Уинтроп, «лучшие всегда в меньшинстве, а среди этих лучших в меньшинстве рассудительные». Его речи и проповеди вошли в «Дневник», который Уинтроп вел с 1630 по 1649 г. Он был издан в 1853 г. под названием «История Новой Англии с |
Реклама: |