|
ЛИТЕРАТУРА 1. Марат Жан-Поль. Избранные произведения. В 3-х т.т. - М., 19561965; Робеспьер Максимилиан. Избранные произведения в 3-х тт. - М., 1965. 2. Сен-Симон. А. Избр. соч. в 2-х т.т. - М. - Л., 1948. 3. Фурье Ш. Избр. соч. в 4-х т.т. - М., 1954. 4. Оуэн Р. Избр. соч. в 2-х т.т. - М., - Л., 1950. 5. Кабе Э. Путешествие в Икарию. в 2-х т.т. - М., - Л., 1948. 6. Вейтлинг В. Гарантии гармонии и свободы. - М., - Л., 1962. 7. Дезами Т. Кодекс общности. - М., 1956. 8. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. Т. 4. ЛЕКЦИЯ 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ xix ВЕКА 1. Р. Йеринг. 2. Д. Остин. 1. В творчестве немецкого юриста и историка права Р. Йеринга (1818-1892) наиболее концентрированно отразились противоречивые тенденции развития немецкой и европейской правовой мысли от исторической школы права к позитивизму. Выступив в качестве решительного противника первой, Йеринг в своем известном труде «Цель в праве» воспринял в качестве бесспорного распространенное в этот период определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм, рассматривая государство в качестве единственного источника права. В определенном плане, такое определение, фактически, сводящее право к силе, ориентировалось на восходящую к философии Гоббса традицию. Вместе с тем, в учении Йеринга о происхождении права, развиваемом в процессе критики воззрений исторической школы, самому принципу историзма был дан новый импульс. По Йерингу, идеи Савиньи и Пухты представляют собой фантастической построение: нелепо предполагать, что юридические понятия даются людям готовыми, без всякого с их стороны труда. На самом деле человек принимает активное участие в процессе образования и развития права. История свидетельствует, что каждое новое юридическое понятие было для людей плодом ожесточенной борьбы. История права - это беспрерывная история спонтанных и целенаправленных, удачных и неудачных экспериментов, требовавших громадного напряжения воли. Процесс смены юридических понятий, норм, воззрений представляет собой результат борьбы, которая нередко выражается в форме насильственных переворотов, революций. Резко критикуя историческую школу, Йеринг, тем не менее, воспринял два ее важнейших элемента: идею закономерного характера развития права и крайне сдержанное отношение к идее естественного права. Он утверждает, что в праве нет ничего такого, что не составляло бы продукт исторического развития человечества. Тем самым Йеринг отрицал, что идея права, представляя часть нравственности, предшествует процессу развития права, выступая в качестве цели исторического процесса его эволюции. 2. В учении английского правоведа Д. Остина также нашла свое развитие концепция позитивного права. Право, по Остину, -это именно совокупность правил, которые навязываются властью. Следовательно, распоряжения, исходящие от государства, которое рассматривается как внешняя инстанция властных полномочий, и являются правом для его членов, рассматриваемых в качестве подданных. С методологической точки зрения, само понятие «превосходство» предполагает приказание. Поскольку закон - это распоряжение, которое налагает обязательства на одно лицо или несколько лиц, каждый закон, определяемый просто и непосредственно, устанавливается одним сувереном или совокупностью лиц по отношению к одному или всей совокупности членов независимого политического сообщества, в котором этот суверен или корпорация занимают выс- 87 88 шее, или превосходящее положение. Такая трактовка права представляла собой развитие утилитаристской традиции в английской политической и правовой мысли, родоначальником которой был Д. Бентам. Бентам занимал анти-юридическую позицию, стремясь опровергнуть старую традицию права и разработать концепцию закона на основе психологии - «науке о человеческой природе» и концепции «духа», заимствованной не у Монтескье, но из механицизма и морального дегеоминизма Гельвеция. Бентамовская утилитарная юриспруденция ориентировалась на модель законодательства, заимствованную из естественных наук и предусматривавшую концепцию общества, которая лишена ценностного подхода. Презрительное отношение Бентама к «конвенционалистской мудрости» и его стремление подчинить основанное на обычае право законодательной власти развивалось в дальнейшем Д. Остиным в виде теории, которая, отождествляя положительный закон с законодательной волей, теснейшим образом соприкасалась с главной тенденцией политической и правовой философии французского Просвещения. |
Реклама: |