|
3. Восходящая к И. Канту (1724-1804) традиция разработки концепции права и политики находится в теснейшей связи с проблемами философских оснований этики. Известная аксиома великого немецкого философа - «рациональная природа существует как цель в себе» неотделима от трактовки природы человека. Апелляция к рациональной человеческой природе хорошо выражена в кантовском категорическом императиве: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Из этого требования следует, что государство, для того, чтобы приблизиться к этой моральной аксиоме, должно быть государством, состоящим из свободно действующих индивидов. Согласно Канту, право и определяемые правом обязанности регулируют только внешние отношения между людьми, без какого бы то ни было отношения к содержанию практических действий. Основным вопросом права Кант считает вопрос о том, в какой степени личный произвол одного человека может быть согласован со свободой других лиц. Если внешняя свобода, или независимость от воли других 81 82 является прирожденным правом человека, государство, где люди находятся под охраной закона, практически тождественно свободе. Разумеется, в современном философу государстве его концепция свободы и равенства явно расходилась с реальностью. Устанавливая понятия об активном и пассивном гражданстве, Кант допускает фактическое неравенство, утверждая, будто все лица, подчиненные по своему имущественному, семейному и социальному положению другим, не должны иметь право подачи голоса и участия в решении государственных вопросов. И все же они формально сохраняют за собой свободу и равенство, так как они имеют право требовать, чтобы распространяемые на них и устанавливаемые без их участия законы не противоречили их неотчуждаемым правам. У Руссо Кант почерпнул также идею о разделении властей, предлагая в отличие от него в качестве наилучшего общественного устройства форму представительной парламентской республики. Политическая и правовая философия Г.В.Ф. Гегеля (17701830) возникла как одно из направлений немецкого романтического движения. В гегелевском его варианте, развиваемом в работе «Философия права», народ идентифицируется с государством и личностью правителя, соприкасаясь тем самым с тенденцией к национальному суверенитету, которая была выдвинута французскими революционерами. В гегелевской политической философии мы встречаем идентификацию народного духа с государственным принципом. В соответствии со знаменитой гегелевской триадой: тезис - антитезис -синтез, тезис означает Закон, как внешнюю реализацию Права. Право контролирует гражданское (буржуазное) общество - сферу производства и торговли. Такое объединение экономических интересов в рамках Государства знаменует низшую и грубую форму проявления государственности. Антитезис - это Нравственность как внутренняя реализация Права, устанавливающая систему правил, которая регулирует мораль внутри индивида. Напряженность и различия между внешним законом и индивидуальной совестью требует их синтеза и примирения. Он возникает в концепции социальной этики, объединяющей юридические, правовые и нравственные принципы в рамках полностью развитого Государства. Именно в своей развитой форме Государство может быть отождествлено с Народом как носителем вечного сознания. Народный дух, выступая в форме государства, в дальнейшем сливается с более специфической государственной формой - прусской монархией, отождествляясь тем самым с духом прусского королевского дома. Король возвышается над игрой буржуазных интересов, поскольку он находится вне сферы экономической связей. Он как бы фокусирует единство нации. В целом гегельянство является, может быть, самой разработанной версией концепции «государства-общества». Но в его рамках возникает идея «буржуазного общества» как системы взаимных скрещивающихся интересов, стимулирующих развитие права. |
Реклама: |