|
ЛЕКЦИЯ 7. ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА ЛЕКЦИЯ 8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА И СОЦИАЛИЗМА ЛЕКЦИЯ 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ЛЕКЦИЯ 10. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА ЛЕКЦИЯ 1. 1. Феномен политического знания. 2. Происхождение идеи закона. 3. Государство и закон. 1. Основные предпосылки для появления политической науки возникают только в IX в. В процессе складывания социологии - науки, изучающей законы существования и развития общества вне каких-либо этически окрашенных оценочных суждений (хорошо или плохо то или иное явление). Такое сознательное дистанцирование науки от оценочных суждений играло основополагающую роль, поскольку без него трудно выработать сколько-нибудь объективный взгляд на социальную жизнь людей, во всех сферах пронизанную ценностностными ориентирами, моментами выбора: от простейшего, например, выбор между более интересной или лучше оплачиваемо работой до индивидуального или коллективного выбора той или иной формы правления. Непосредственное наблюдение и научный анализ говорят только о том, что в обществе происходит и что в нем возможно, но не могут ответить на вопрос о том, что желательно. В политической сфере доводы в пользу предпочтительности того или иного государственного устройства являются следствием политической аргументации, различные комбинации которой составляют основу различных политических теорий. Если мы будем рассматривать историю политической мысли исключительно в плане формирования объективных научных принципов анализа государства и общества, то сразу станет очевидным тот факт, что научные пред- ставления о политике во все без исключения эпохи теснейшим образом переплетаются, во-первых, - с теоретическим взглядом на нее, и, во-вторых, - с идеологической ее оценкой. Такого рода взаимодействие запрограммировано в самом феномене политики - сфере человеческой деятельности, связанной с необходимостью принудительного регулирования взаимоотношений индивидов и социальных групп путем введения определенных норм и институтов, регулирующих специфические цели обеспечения стабильности общественного организма. Участвуя в политике, люди вступают в различные связи друг с другом создавая различные структуры, в которых реализуется власть - доминирующий принцип политических отношений. Таким образом, участники политического процесса являются одновременно (правда, в различной степени) носителями властных отношений на самых различных уровнях - государственном, групповом, межличностном. В зависимости от особенностей общественной организации распределяется и сфера их интересов, выраженных в различных вариантах политической теории и идеологии.
По определению американского политолога Р. Низбета, «идеология - это любая разумно взаимосвязанная структура моральных, экономических, социальных и культурных идей, имеющая прочную и хорошо известную связь с политикой и политической властью». Идеологическая окраска абсолютного большинства политических теорий и в наши дни является серьезным препятствием для научного осмысления политики. Множественность и неоднозначность ее интерпретаций как результат исключительно сложного и противоречивого процесса генезиса политической науки предопределил во многом сосуществование внутри нее многообразных теорий, концепций, представлений, по-разному объясняющих феномен политики. Его осмысление и по сей день остается таким же творческим процессом, каким он предстает перед нами в Древней Греции. 2. Идея закона, неотделимая от идей цивилизации и культуры, уходит вглубь тысячелетий. Любой из древнейших цивилизаций было свойственно формулировать в том или ином виде представления о природном порядке и беспорядке (хаосе). Ранние концепции закона возникали в форме космологических мифов, рисующих образы универсального космического порядка. Ранние креационистские мифы (мифы о создании вселенной) являются в сущности «законодательными мифами», истолковывавшими природные события с точки зрения долженствования, диктата сил более могущественных, чем воля человека. Спекулятивные ответы на самые общие вопросы об устройстве мира отвечали, как свидетельствуют большинство языков, потребности истолковывать самые непосредственные человеческие поступки. В этом смысле, |
Реклама: |