|
и не выработали окончательного и общепризнанного их решения. Спорность ряда оценок некоторых идей и политических мыслителей вряд ли когда-нибудь будет преодолена: допустимо ли для блага государства (для спасения Отечества) совершать нечестные, противоречащие элементарным нормам морали поступки? Какова в связи с ответом на этот вопрос оценка соответствующих идей Макиавелли? Достаточно ли компетентен народ, чтобы все без исключения законы принимались не иначе как непосредственным народным голосованием, как предлагал Руссо? Задача студента - выработать собственное мнение по спорным проблемам истории политических и правовых учений. Студент должен знать факты (к ним относятся содержание и связи политико-правовых доктрин); на основе этих знаний правовед высокой квалификации (в том числе с незаконченным высшим образованием) должен уметь обосновывать собственное мнение, дать свою оценку политико-правовых доктрин. По вопросу о том, надо ли заучивать даты жизни и биографии политических мыслителей, надо сделать специальное пояснение. Авторами политико-правовых доктрин выступают, как правило, отдельные мыслители, деятельность которых протекала в определенной стране, в конкретный исторической обстановке, в хронологически ограниченный период. Для ориентации студента во времени в учебнике указаны даты жизни мыслителей прошлого. Но история политических и правовых учений изучает не «жизнь замечательных людей», а развитие специфической формы общественного сознания, политико-правовых доктрин, теоретических концепций государства и права. С точки зрения предмета истории политических и правовых учений нет никакого смысла досконально изучать биографии политических мыслителей и заучивать даты их жизни в ущерб постижению логики развития политико-правовых доктрин. Однако отдельные факты биографии тех политических мыслителей, которые принимали активное участие в политической жизни своей эпохи, помогают уяснить и глубже понять смысл разработанных ими политико-правовых доктрин. Так, для общей оценки учения Гоббса немаловажно обратить внимание на эволюцию взглядов Гоббса, особенно его отношение к правительству Кромвеля, на мотивы возвращения Гоббса в Англию после установления там стабильного правительства и гражданского порядка. На формирование и развитие учения Платона о государстве и законах существенное влияние оказали процесс и казнь его учителя Сократа, длительные поездки в Египет, в Сицилию, знакомство с сиракузским правителем Дионисием, основание Академии. При изучении политических и правовых взглядов Вольтера суть этих взглядов поможет глубже понять многолетнюю борьбу 23 24 Вольтера за реабилитацию Каласон, Сирвенов, Де Ла Барра, репрессированных по указке господствующей церкви; с присущими Вольтеру надеждами на реформы «просвещенного монарха» связаны его дружба с Фридрихом II Прусским и переписка с Екатериной II; наконец, особенности взглядов Вольтера на будущее общество и государство, соответствовавшие настроениям определенных социальных групп, нашли яркое выражение в выпадах по адресу радикального теоретика Руссо. Но, повторяем, заучивать биографии всех мыслителей подряд незачем. Не нужно запоминать и рассказывать на экзамене факты из жизни хотя бы и видных представителей политической мысли прошлого, которые никак не связаны с содержанием политико-правовых доктрин. Так, никакой пользы не принесет студенту знание того, что первого крупного представителя теория естественного права Гроция, заточенного в тюрьму, его жена и служанка вынесли оттуда в ящике из-под книг. Содержание знаменитой «Утопии» Мора никак не связано с блистательной политической карьерой ее автора, а затем его трагической судьбой. Даты жизни мыслителей обозначены в учебниках и лекциях для того, чтобы студент знал, к какой эпохе относится деятельность автора той или иной политико-правовой доктрины. Заучивать все эти даты не нужно. Но необходимо точно знать, в каком веке создана анализируемая политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями - следует обязательно определить, о какой части века идет речь. Разумеется, незнание некоторых дат (1688, 1789-1794, 1825, 1861 гг. и т.п.), свидетельствующее о совсем недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по этой дисциплине. |
Реклама: |