|
—> лишь «составной клеточкой социального организма»; —> «не целью, а только средством». Дюги видит смысл существования каждого индивида «только в выполнении известной работы в деле социального строительства». При новом режиме: —> исчезает понятие собственности как субъективного права индивидов; —> право собственности перестает быть абсолютным правом; 187 -> собственность должна использоваться лишь для поддержания общественной солидарности и только в этих пределах она защищается государством; -> собственность рассматривается как социальная функция: «капиталист-собственник исполняет особенную социальную функцию»; -> «капиталистическому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отдавать их в распоряжейие предприятий». Дюги выступил теоретиком «социализации» собственности: частная собственность - это социальная обязанность, осуществляемая в интересах общего блага. Теория государства. Под государством Дюги понимал «не лицо, отличное от индивидов, но лишь проявление индивидуальной воли правителей». Правители государства - лишь «часть общественного организма», они «играют собственную роль в разделении труда (должны организовать определенные службы, обеспечить непрерывную их деятельность и контролировать их действия)». Будущему обществу будет соответствовать новая форма государства, не похожая ни на одну из всех исторически предшествовавших (римская, королевская, якобинская, наполеоновская, коллективистская). Государство в лице своих правителей будет не командовать обществом, а служить ему. Новая форма государства, более эластичная и гуманная, обеспечит социальную солидарность. Это такая форма государства, при которой наибольшая сила будет принадлежать не какому-то привилегированному классу, а действительному большинству из представителей всех классов и всех партий: «Господство класса должно прекратиться: мы отрицаем господство как пролетарского, так и буржуазного класса». При сохранении двухпалатной структуры парламента (палата депутатов и сенат) Дюги предложил отказаться от всеобщего «индивидуалистического» избирательного права и заменить его «органическим» пропорциональным представительством : -> палата депутатов будет представительством всех существующих партий; -> сенат будет представительством всех профессиональных организаций (синдикатов). На основе синдикатов переустраивается общество. Синдикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приведет к децентрализации политической власти. Власть рас- пределится между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические задачи, а деятельность правительства сведется лишь к контролю и надзору. В частности, Дюги считал: «Не имеется препятствий к тому, чтобы действия полиции осуществлялись частными ассоциациями, и так иногда бывало». Теория закона. Социологическое понимание закона: «Истина - в том, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек». Применительно к Франции того времени закон представлялся Дюги выражением воли 350 депутатов и 200 сенаторов. Связь закона с нормой солидарности. Дюги считал, что при помощи законов формулируется норма солидарности и принимаются меры к ее исполнению. Проблема обязательности закона. Закон является законом лишь тогда, когда он соответствует социальной солидарности: «закон получает свою обязательную силу не в воле властвующих, а в своем соответствии социальной солидарности». По мнению Дюги, законы о здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда соответствуют норме солидарности и свидетельствуют о социализации права. В XX в. идея «социализации» собственности нашла свое отражение в конституциях ряда стран: • Конституции Германии 1919 г.; |
Реклама: |