|
Эрлих не отрицает, что норма для решения спора может быть найдена в законе. Но считает, что это случается редко, так как правовые предписания законов очень быстро отстают от динамики жизни. Эрлих признавал за судьями творческую роль в отыскании права. Проанализировав деятельность первых судей Верховного суда США (Маршала, Холмса), он пришел к выводу, что в отправлении правосудия решающую роль играет свободное слово высокообразованных юристов, а не «мертвые параграфы» закона. 185 Е. Эрлих - автор концепции «свободного судейского отыскания права». Она была разработана в связи с проблемой преодоления пробелов в праве. Эрлих предлагал судьям заменить логическую дедукцию, основанную на тексте нормы (принцип «юриспруденции понятий»), индукцией, основанной на социальных данных и интуитивном чувстве справедливости. Первая мировая война помешала распространению фундаментальной работы Эрлиха «Основы социологии права». Впервые она была переведена на английский язык в 1933 г. и вышла в свет с предисловием американского правоведа Роско Паунда, получив признание в США (социологическая юриспруденция, реалистическая школа права). Эрлих оказал влияние на французского правоведа Жоржа Гурвича (долгое время жившего в России), который развил идеи правового плюрализма. 16.2. Политико-правовая теория солидаризма Леона Дюги Леон Дюги (1859-1928) - французский социолог, профессор права университета г. Бордо, представитель политико-правового учения солидаризма. Эпоха. В начале XX в. наметилась тенденция к сближению поначалу резко противостоящих между собой правовых идеологий гражданского общества. Ряд буржуазных теоретиков обосновывает преобразование современного им права и государства в духе идей «социализации собственности» и «социальной солидарности», согласующей интересы разных классов гражданского общества. Биография. Родился в Либурне близ г. Бордо, в семье юриста. С 1886 г. и до конца своей жизни преподавал на юридическом факультете в г. Бордо, одном из известных университетских центров Франции. Логическим основанием политико-правового учения Дюги послужили идеи Огюста Конта (1798-1857), основателя социологии как науки, автора понятия «солидарность»; Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который считал общественное разделение труда основой солидарности между классами. Л. Дюги не признавал теорию «научного социализма» Маркса. Дюги считал, что: 186 — > «учение о борьбе классов есть отвратительная доктрина»; —> «мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив, к режиму координации и иерархии классов». Основныеработы: «Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права». Содержание политико-правового учения. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это социальные существа, они связаны между собой в силу общности потребностей и общественного разделения труда. И потому объективным становится факт солидарности. Солидарность — это закон функционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и порождает социальную норму — норму солидарности. Норма солидарности — это не норма морали, а правовая норма, поскольку она касается только внешних проявлений человеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права изменчива, как и само человеческое общество. Смысл этой правовой нормы: «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности». Проект позитивной организации общества. Дюги предполагает создание нового общественного и политического строя на основе: -> признания за индивидами только социальных обязанностей; —> отрицания за индивидами субъективных прав. Индивид представляется Дюги: |
Реклама: |