|
В своем «Курсе конституционной политики» Констан обосновал необходимость создания шести конституционных властей: • королевской; • исполнительной; • постоянной представительной (палата пэров); • выборной представительной власти (нижняя палата); • судебной; • муниципальной. Королевская власть рассматривается Констаном как власть нейтральная и уравнивающая, способная разрешать конфликты между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти: «Королевская власть есть, в некотором роде, судебная власть над другими властями». Компетенция королевской власти: —> смещение и назначение министров; —> право абсолютного вето (для обеспечения достоинства монарха); — > роспуск нижней палаты и назначение новых выборов; —> назначение членов наследственной палаты; —> назначение судей; —> право помилования. Отсутствие королевской власти, считает Констан, — порок почти всех существующих Конституций. Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров. 157 Выборная представительная власть формируется на основе высокого имущественного ценза: «Одна лишь собственность обеспечивает досуг; только собственность делает человека способным к пользованию политическими правами». Деятельность депутатов не должна оплачиваться. Когда заработная плата связана с функциями представительства, тогда она становится главным объектом внимания этого представительства. Постоянная представительная власть рассматривается Констаном по образцу английской палаты лордов. Судебная власть — это власть, независимая от других властей. Независимость судебной власти обеспечивается реализацией двух принципов: пожизненным назначением на должность и несменяемостью. Народу, у которого нет независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пустыне, утверждал Констан. Констан был сторонником суда присяжных и противником создания каких-либо чрезвычайных судов. Муниципальная власть призвана решать вопросы местного управления. Каждая община, город, департамент должны иметь полную самостоятельность в вопросах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан. Заслуга Б. Констана состоит прежде всего в том, что он предложил определение свободы нового типа. Различение личной свободы и свободы политической лежит в основе современных классификаций прав и свобод человека. Большой вклад внес Констан в теорию конституционализма. Его концепция разделения властей нашла свое отражение в конституциях некоторых западных государств. Тема 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА НА ЗАПАДЕ Эпоха. В силу развития промышленного капитализма на Западе актуальным становится проблема интеграции пролетариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в существующую экономическую и политическую систему капиталистического общества. Тем самым особое значение приобрел рабочий вопрос. Ответом на этот вопрос на практике было создание партий и организаций, отстаивающих интересы рабочих на Западе: «Всеобщего германского рабочего союза» (1863), Социал-демократической рабочей партии Германии (национальный уровень); I Интернационала («Международного товарищества рабочих», 1864); II Интернационала (1889), организованного социалистическими партиями (международный уровень). Ответом на этот вопрос в теории было требование замены капитализма общественным строем без экономической эксплуатации и изменения политической системы. В рамках социалистической политико-правовой теории на Западе сформировалось три направления: • «научный социализм» — Маркс, Энгельс (само название принадлежит Марксу); • анархизм (Прудон, Бакунин, Кропоткин); • социал-демократический социализм (Лассаль). Все эти теории противостояли другим теориям, появившимся в этом же XIX в., таким как теория политического |
Реклама: |