|
119 Политология свои мысли, распространяется система тотальной лжи и двойной морали. Жесткое подчинение правителям тоталитарного государства распространяется на все сферы общественной жизни — прежде всего производственную. Элементарная ячейка тоталитарного общества — «начальник — подчиненный», в которой каждый выполняет роль начальника для нижестоящего и роль подчиненного по отношению к вышестоящему. Двойственное отношение «начальник — подчиненный» проникает в сознание каждого человека, и ролевой социальный конфликт превращается во внутренний психологический, меняя структуру личности. По Панарину, «тоталитаризм связан с авангардом, с механизмами модернизационной мобилизации и унификации (нивелирования), а вовсе не с пережитками традиционалистской культуры»1. «Тоталитаризм в XX в. выступает как судьба деятельных и амбициозных народов, энергетика которых перестала регулироваться изнутри, со стороны религии и совести, и потому перешла в сферу жесткого внешнего регулирования»2. В тоталитарном государстве может быть то, что можно назвать социалистической демократией, т.е. относительное равенство социальных условий жизни широких слоев общества. Это было в СССР, что составляло принципиальное отличие советского строя от других. Сюда входили всеобщее право на труд, бесплатное образование (включая высшее) и медицинское обслуживание. В этом отношении тоталитарный режим продвинулся по направлению к социальному государству дальше, чем западные демократии, и концепция государства всеобщего благоденствия базировалась на достижениях советской власти. Тоталитарные режимы подразделяют в зависимости от того, какая идеология внедряется в сознание людей в качестве единственно верной и приемлемой. Для правого тоталитаризма характерна ориентация на националистическую идеологию, для левого — на социалистическую в коммунистическом варианте. При правом тоталитаризме человек всецело поглощен государством, при левом не только государством, но и определенным классом. Можно выделить также религиозный тоталитаризм, в котором роль единственно правильного учения закрепляется за религией. . 1 ПанаринАС. Политология. М., 2001. С. 204. 2 Там же. С. 17. 120 \ Авторитарный режим Тоталитарные режимы противоречат индивидуальной человеческой природе, которая при них не только не достигает самоактуализации, но и извращается. Г. Маркузё дает расширенное толкование тоталитарности, под которое подходят и демократические страны. «Ибо тоталитарность является не только террористической политической унификацией, но ri террористической технико-экономической унификацией, которая действует, манипулируя потребностями при помощи насущных интересов... Тоталитаризму способствуют не только особая форма правления или партийное господство, но и особая система производства и распределения, которая вполне уживается t: «плюрализмом» партий, газет, «управляющих сил» и т.п.»1. «Более того, сами корпорации фактически являются тоталитарными организациями и действуют вовсе не по демократическим правилам»2. A.A. Зиновьев также рассматривает тоталитарность как тен-денцию? которая может проявить себя в любом обществе. «Поскольку власть в силу социальных законов присваивает ум и волю общества, она, естественно, стремится фактическое положение дела сделать максимально близким к этому идеалу и рассматривает своеволие лиц, которые без ее ведома начинают размышлять об обществе, о его законах, о системе управления, о состоянии хозяйства, права, печати, искусства и т.д., — как незаконное вторжение не в свое дело»3. Зиновьев рассматривает разные варианты тоталитарности в различных типах обществ и, в частности, говорит о денежном тоталитаризме, заключающемся в том, что деньги становятся силой, определяющей все сферы общественной жизни. 47. Авторитарный режим Авторитарным режимом называют такой, в котором правит диктатор или немногочисленная элита, узурпировавшая управление государством, но не препятствующая людям делать то, что они хотят в других областях жизни. Этот режим как бы говорит подданным: читайте, что хотите, пойте, танцуйте, но в политическую сферу не вторгайтесь. Этим занимаюсь я. |
Реклама: |