|
Вывод Моргентау таков: «Внешнеполитические цели должны формулироваться через призму национального интереса и быть поддержаны адекватной мощью»5. Концепция национальных интересов заставляет вспомнить фразу, сказанную известным английским политиком. Г.Д. Пальмерстоном: «У Англии нет постоянных друзей и врагов, есть только постоянные интересы». Концепция национальных интересов снимает моральные ограничения с межгосударственных отношений. В соответствии с ней можно делать все, что на благо национальным интересам, используя рычаги, которые присущи власти: силу и хитрость. Это мы видим в современном мире, нынешняя однополюсность которого позволяет все шире основывать внешнюю политику на силе, оставляя место в информационной сфере для хитрости. Последняя преобладает во внутригосударственных отношениях властвующей элиты с населением, тогда как первая — в международных отношениях. Эта концепция показывает, насколько наивно утверждать, что у какого-либо государства нет врагов, а только друзья. 1 Антология мировой политической мысли. Т. 2. С. 500. 2 Там же. С. 501. 3 Там же. С. 502. 4 Там же. С. 503. 5 Там же. С. 505. 96 Концепция национального интереса \ Концепция национального интереса не оставляет камня на камне от данной веры, действительно соответствуя «политическому pea- t i лизму». Сравнивая политологические концепции XIX и XX вв., можно сделать вывод о сближении противоположных позиций по линии: демократия — элитаризм. Демократические концепции эволюционировали от классической концепции демократии Токвиля в сторону новой концепции демократии, которая признала несо- i стоятельными и утратившими силу многие традиционные представления, претендовавшие на роль неотъемлемых свойств демократии — о народном суверенитете, общей воле, представительстве, а взамен им ввела более скромные утверждения о рыночности, i плюралистичное™ и партисипаторности демократии. Концепция элит также продвинулась по пути к элитарной демократии, хотя исследования основоположника данного направления Р. Миллса порой напоминают выводы Парето и Моска. Раздел 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА • Структура политической системы Понятие «система» характеризуется двумя свойствами: она состоит из совокупности взаимосвязанных частей и отграничивается от окружения, с которым взаимодействует. Политические системы — особый тип социальных систем, которые участвуют в управлении государством. Политическая систем общества представляет собой совокупность политических институтов, социально-политических общностей и взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система состоит из нескольких подсистем. 1. Институциональная подсистема — совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти (государство, политическая инфраструктура, СМИ и т.п.). 2. Идеологическая подсистема — совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни (индивидуальных, классовых, общечеловеческих; теоретических, эмпирических). 3. Нормативная подсистема — совокупность политических норм и традиций, регулирующих политическую жизнь (конституция, законы, нормативные акты; нормы деятельности общественных организаций, обычаи, этические нормы). 4. Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействий по поводу организации политической жизни (встречи, собрания, митинги и т.п.). 5. Культурная подсистема — комплекс типовых образцов, политических представлений и поведения. Политическая система не совпадает с административной. Помимо административной системы с ее предусмотренными и жестко регламентированными ролями существует еще, как его называет Панарин, «игровое пространство» не входящих в административную систему людей, обладающих «политическим капиталом, который тот или иной агент способен инвестировать в акционерное общество под названием «политическая система» (т.е. система |
Реклама: |