|
Равновесие общества определяется гармонией «остатков» первого и второго класса в элите. Но колебания в сторону скептицизма и разума или, наоборот, патриотической или религиозной веры неизбежны. История соткана из чередования этих двух периодов. Современное ему западное общество Парето назвал плутократическим, имея в виду связь между правящей элитой и руководящими кадрами промышленности и финансов, и феодализмом в значительной мере экономическим, «где в качестве средства правления используется преимущественно искусство политических клиентел (экономически зависимых людей. — А.Г.), в то время как военный феодализм средневековья использовал главным образом силу вассалов»2. Он идентифицировал современное западное общество с элитой «лис», но предвидел возможность ее бюрократизации и замену элитой «львов», опирающихся на насилие. Общество поддерживает свое единство в той мере, в какой индивиды соглашаются жертвовать собственными интересами во 1 Там же. С. 67. 2 Там же. С. 73. 71 Политология имя общего. Этим общим может быть государство, нация, религия. Но полного согласия индивидуальных и общественных интересов никогда не будет, а если бы это и стало возможным, эволюция прекратилась бы. Нельзя логическими умозаключениями убедить индивидов жертвовать собой ради коллектива или даже подчиняться социальным нбрмам. Сами общества существуют потому, что поведение людей нелогично и ими движут страсти и чувства. Парето оказал влияние на фашистскую идеологию, по крайней мере, на ее становление в Италии. Фашисты утверждали, в согласии с Парето, что общества «всегда управляются меньшинством и что меньшинство в состоянии удержать свое господство только, если оно достойно взятых на себя функций. Они напоминали, что функции руководителей не всегда приятны и, значит, те, у кого чувствительное сердце, должны будут раз и навсегда отказаться от них или быть отстранены»1. Рассматривая соотношение интересов индивида и общества, Парето проводил различие между максимумом пользы для коллектива и максимумом пользы коллектива. Первое, как наибольшее удовлетворение как можно большего числа индивидов, — идеал гуманистов и социал-демократов. Дать по возможности каждому то, чего он желает, поднять уровень жизни всех — это, по Парето, буржуазный идеал плутократических элит. Второе, как максимум пользы, силы и славы коллектива, рассматриваемого как отдельное лицо, может противоречить первому. Всякая легитимность, по Парето, произвольна и поэтому высшей легитимностью становится практический успех. Продолжил данное направление итальянский юрист и социолог Г. Моска (1858—1941). Он различав правящий и политический класс. В первый входит не только политическая, но экономическая и военная элита; второй включает не только властвующую группу, но и оппозицию. С точки зрения Моска, то, что древние греки назвали демократией, на самом деле было аристократией для большого числа членов общества. Принципы демократии, монархии и аристократии, по Моска, действуют одновременно во всяком политическом организме. Обращаясь к сторонникам демократической концепции, Моска отмечал, что «трудно доказывать как непреложный и очевидный факт, что меньшинство управляется большинством, а не на- зрей Р. Этапы развития социологической мысли. С. 468. 72 Концепции М. Вебера и Р. Михельса оборот... В действительности суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть всякого меньшинства непреодолима для любого представителя большинства, который противостоит тотальности организованного меньшинства. В то же время меньшинство организовано именно потому, что оно меньшинство»1. Правящий класс организуется и приобретает власть после неолитической революции, когда население делится на постепенно становящихся знатью воинов и закрепощаемых земледельцев. Такой процесс, по Моска, происходил и на Западе, и в России. |
Реклама: |