|
Пейн поддерживал концепцию «общественного договора» и писал, что «имеются все основания предположить, что сами индивиды, каждый в соответствии со своим личным и суверенным правом, вступили в договор друг с другом для образования правительства; и это единственный способ, каким имеет право создаваться правительство, и единственная основа, на которой они вправе существовать»2. Современные антропологические исследования не подтверждают гипотезу образования государства подобным образом. 1 Там же. С. 487. 2 Там же. С. 493. 59 Политология Критикуя английское государство, Пейн назвал его «рынком, где у каждого человека своя цена и где порок служит предметом купли-продажи за счет обманутого народа»1. Пройдет сто с небольшим лет, и в новой концепции демократии Й. Шумпетера образ политического рынка будет использован в положительном смысле. Пейн считал, что у Америки «есть чистый лист бумаги, чтобы писать на нем» законодательство. Он имел в вийу, что в США нет сложившихся социальных структур, но есть жители-переселенцы, жаждущие создания новых, прогрессивных порядков. Поэтому «в США социальный и политический строй был спланирован в необычайной степени сознательно»2. Платой «за чистый лист» (термин Д. Локка) было уничтожение индейцев. 1 Там же. С. 496. 2 Хомский Я. Прибыль на людях. М., 2002. С. 70. Раздел 3 КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ • Классическая концепция демократии А. Токвиля Все политические учения по XVIII в. включительно умозрительны в том смысле, чточши не основывались на специальных эмпирических исследованиях, без которых немыслима современная наука. Только в XIX в. появляются концепции, которые достаточное внимание уделяют исследованию эмпирического материала и тем самым закладывают основы политологии. Французского ученого А. Токвиля (1805—1859) называют «отцом» политологии и не только потому, что он говорил о необходимости создания «новой политической науки для нового мира», но и потому, что подобно М. Веберу и Э. Дюркгейму в социологии, он был ученым, который занимался политическими проблемами и на эмпирическом уровне, а не был, как его предшественники Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и Ш. Монтескье, прежде всего философом, изучающим и социально-политическую сферу. > Интересно, что политология началась с изучения демократической системы правления, как сама политика — с создания демократического государственного устройства. Правда, демократическая система, которую изучал Токвиль на примере США, была далеко не такой, которая возникла в Древней Греции, но совпадение не случайно. Наука исследует большие объемы материала, а в демократической политической системе как раз действуют широкие массы населения, объединенные в соответствующие социальные институты. Токвиль понимал под демократией отсутствие сословных различий, гражданское (политическое) равенство. Токвиль полагал, что цель демократии как власти большинства — благосостояние населения. Мир идет к обеспечению равенства условий существования для всех. Его политическая форма — демократия, которая основывается на равенстве условий. Результатом является свобода, составляющие которой: 1) отсутствие произвола (законность); 2) федеративность (учет интересов отдельных частей государства); 3) наличие общественных объединений (гражданского общества); 4) независимость прессы; 5) свобода совести. 61 Политология Причинами становления демократии в Америке Токвиль считал осуществление принципа разделения властей, широкое местное самоуправление и децентрализацию, суд присяжных и контроль за чиновниками со стороны суда, свободу совести и препятствующее вырождению демократии религиозное чувство, обеспечивающую порядок в государстве и предотвращение ущемления гражданских прав конституцию, а также характер колонистов — людей предприимчивых, средних по своим способностям, с авантюрной жилкой и жаждой свободы, склонных к религиозной независимости и чистоте (пуритане), и трудные условия жизни, что способствовало равенству и взаимопомощи. |
Реклама: |