!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

В общественных науках, в свою очередь, сформировалось представление о закономерности как тенденции, когда сохране-

1 Платон. Политик. 293 в.

2 Панарин А.С. Указ. соч. С. 136.

30

Понятие закона в политологии

ние действующих причин при отсутствии ВНОВЬ ПОЯВЛЯЮЩИХСЯ I приводит к законообразному поведению социальных систем. Большинство утверждений, претендующих в общественных науках на статус закона, относится к этой категории, поскольку вновь возникающие феномены могут оказать существенное влияние на функционирование общества. Само наличие определенных тен- I денций может оказывать влияние на их замену другими тенденциями («знание законов биржи разрушает эти законы», говорил основатель кибернетики Н. Винер). Социальное познание может давать саморазрушающийся результат. Развитие современного естествознания (в частности, синергетики) подтверждает, что и в природе закономерности данного типа распространены гораздо шире, чем представлялось раньше, а сфера действия так называв- I мых вечных законов природы свелась к минимуму. I О преобладании в общественных науках тенденций, а не «по- I ложительных предсказаний» писал Д.С. Милль. Мы познакомимся с подобными тенденциями ниже, на примере политологических законов, предлагавшихся различными авторами. Суммирова- I ние их даст возможность создать более точное представление об их I статусе.

Наконец, с появлением кибернетики в середине XX в. стали говорить о наличии закона четвертого типа: закона как ограничения разнообразия, который всего-навсего запрещает определенные процессы, но не регулирует их протекания (например, закон I палеонтологии о необратимости эволюции).

Раздел 2

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Предметом этого раздела будет история политических учений начиная с возникновения политики (и до этого момента) и до возникновения политологии как науки. Все политические учения можно разделить на идеальные, предлагающие наилучший общественный строй (впоследствии они получили название утопических, от греческого слова «утопия» — место, отсутствующее на земле, которое, однако, может появиться), и консервативные, цель которых — обоснование правомерности формы правления, существующей в данное время. Самые древние политические учения возникли в Китае, и это связано с общей социально-политической направленностью китайской культуры, где не было развернутой мифологии и философской метафизики.

12.

Идеальное государство Конфуция

Крупнейшим мыслителем Китая и автором первого социального утопического проекта был Конфуций (552—479 до н.э.). Он считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей. Государство, по Конфуцию, должно напоминать большую семью, где правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому организму. «Правитель в столице страны как сердце в теле [человека]»1. Отголоски подобных представлений дошли до наших дней, когда правителя называют «царь-батюшка», «отец родной», ко всем гражданам обращаются «товарищ», а в монастырях «брат» и «сестра».

Государство необходимо, по Конфуцию, для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чинов-

1 Древнекитайская философия. М., 1972. Т.1. С. 22.

32

Идеальное государство Конфуция

ников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом. «Тот, кто является правителем над людьми, озабочен [мыслями о судьбе страны], но не трудится [физически]; народ же трудится [физически], однако не озабочен [такими мыслями]»1. Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии: «Верхи [должны] добросовестно заботиться о низах, а низы [должны] честно служить верхам»2. И тогда достигается «моральное согласие».

Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Во главе государства должны стоять мудрые люди, а самые лучшие правители — это совершенномудрые, которые от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким»3.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz