|
Положительные факторы нового режима: 1) возможность говорить что хочешь и голосовать как хочешь (без влияния на государственные дела); 2) большая гласность; 3) возможность покидать пределы страны (при отсутствии денег у большинства); 4) проникновение зарубежной культуры (чаще низкопробной); 5) возможность заниматься предпринимательской деятельностью и владеть частной собственностью (при налоговом бремени); 6) наличие парламента (имеющего мало реальных прав). Отрицательные факторы: 1) ликвидация СССР и потеря статуса великой державы; 2) резкое сокращение общественного достояния; 3) существенное уменьшение промышленного и Сельскохозяйственного производства; 4) ослабление культурных и моральных традиций; 5) падение обороноспособности страны и война в Чечне; 6) разгул преступности; 7) обнищание большей части населения и сокращение его численности; 8) инфляция и опасность дефолтов. ООН относит к бедным людей, получающих менее 2 долл. в сутки. ЭтО средняя зарплата в нашей стране, а могли бы мы Жить в десятки раз лучше. Народ доверчив и терпелив, тогда как недоверие к власти должно быть первейшим гражданским долгом. Одновременно у нас существует то, что можно назвать политическим отчуждением, т.е. отчуждением людей от политики. Система прот тивовесов ветвей власти важна, но подлинную устойчивость государству придает гражданское общество, о слабости и необходимости становления которого в современной России пишут очень, много. Сегодня страна находится в процессе перехода от одного типа к другому. Изменились формы собственности, и о правах говорят больше, чем об обязанностях (здесь велика роль правозащитников, имевших такое же значение для торжества либерально-капи- 243 Политология талистической идеологии, как мученики первохристиане для торжества общества христианского типа). Представление о том, что у России сейчас нет внешних врагов, также не способствует устойчивости государства, поскольку ослабляет сплачивающую население силу. Внешняя политика вообще основывается на различении друзей и врагов. «Если часть народа объявляет, что у нее врагов больше нет, то тем самым в силу" положения дел рна ставит себя на сторону врагов и помогает им, но различение друга и врага тем самым не устранено... Далее, было бы заблуждением верить, что один отдельный народ мог бы, объявив дружбу всему миру или же посредством того, что он добровольно разоружится, устранить различение друга и врага»1. В результате врагов не убавилось, а армия ослабла. С 1993 г. вооруженные силы России сократились с 4 млн 800 тыс. человек до 1 млн 100 тыс., и при этом резко ослабли их профессионализм и оснащенность. И вопрос стоит о том, способны ли 10 дивизий защитить государственную границу протяженностью 22 тыс. км. Россию уже сегодня характеризуют как «управляемую территорию»2; Крушение тоталитаризма привело к возобновлению на новом уровне старого и хорошо изученного идейного противостояния между западниками и славянофилами, аналогий которому нет ни в одной стране, чью экономику и политику готовы взять за образец. Прошло много лет, но как только ослабли обручи на «шапке манкурта», так проявилось то же противостояние, но под иными именами. Главный предмет спора тот же, что и 150 лет назад: должна ли Россия идти самобытным путем, или есть единое направление развития мировой цивилизации, по которому проходят все нации. Если через 150 лет в совершенно иной социально-политической обстановке сталкиваемся с тем же феноменом, значит, он имеет глубинное духовное основание. А то, что этот спор воспроизводится в среде именно русской интеллигенции, говорит о том, что он коренится в особенностях национального духа. Кто же такие демократы и патриоты? Среди первых преобладают те, кто предпочитает личную свободу. Среди вторых можно выделить тех, кто хочет жить в сильном государстве, и тех, кто сочувствует несчастьям народа. Последние в наибольшей степени сохраняют, хотя бы в своем сознании, связь с народом. |
Реклама: |