!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

На алтарь идеологии положено много жертв. Коммунистическая идеология совершала триумфальное шествие в СССР, подмй-

205 4

Политология

ная под себя остальные отрасли культуры, Наука, религиям философия в определенной степени воздействовали на идеологию, но определяла поведение людей именно она. Провал поцыток идеологии применить науку и технику к социальной жизни объясняется тем, что идеология пытается насильственно внедрить свои схемы, вступая в столкновение с жизнью, которую она хочет преобразовать. Столкновение с жизнью — научно-техническое или . идеологическое — чревато опасностью, причем идеологическое не меньшей, чем научно-техническое. Оно чревато социальным Чернобылем.

82 • Эволюция идеологии: апофеоз подмен

Идеология защищает интересы определенных групп общества, но не каждого и всех в целом. Поэтому все хорошие слова остаются словами. На этапе становления идеология (как любая отрасль культуры, претендующая на господство) использует весь интеллектуальный и нравственный багаж для создания привлекательного образа, В дальнейшем демагогическая составляющая отбрасывается под причитания ортодоксов: «Разве вы не помните, что классик написал то-то там-то?»

Кризис культуры в лице идеологии заключается в том, что слова не только остаются словами, более того, их значение искажается и извращается. Сначала происходит подмена смыслов, а потом реальности. Подавляющее (в буквальном смысле) большинство старается для себя. Общие интересы подменяются частными.

Из всех отраслей культуры идеология наиболее демагогична. У нее самый большой замах — поднять всех на построение рая На земле, и с ней же связаны самые тяжелые подмены. Очевидно, что так и должно быть, так как она намеренно снижает свой духовный уровень, чтобы быть понятной всем, и, добиваясь этого, больше всего связана с материальной действительностью, служащей главным источником подмен.

Идеология возникает тогда, когда определенные слои общества готовы жертвовать собой во имя народа, и начинает переживать кризис, когда носители ее, придя к власти, начинают уничтожать несогласных. В конце концов сами проводники идеологии перестают верить в идеалы (если они у них были), и их уверения становятся ложью, видимой всем. Материальные средства искажают духовные цели и делают их неосуществимыми.

, 206

Социально-политические типы общества

Социально-политические типы общества

Рассмотрим теперь пять социально-политических типов общества,, основанных на традициях, религии, идеологиях: либерально-капиталистический, националистический, социалистический, христианский, традиционный. Выделим следующиетгризна-ки: отношение к ресурсам, отношение к своей и другим цациям, высшая ценность, отношение к правам и обязанностям личности, тип производства, отношение к собственности. Результаты представлены в табл. 5,

Таблица 5

Социально-политические типы общества

Социально-политические типы

Отношение к ресурсам

Отношение к нациям

' Высшая ценность

Отношение к правам и обязанностям

Тип производства

Отношение к

собственности

Либерально-капита-листиче-ский

Потребительство

Интернационализм

Человек

Приори* тет прав

Товарное

Частная собственность

Нацйо-налисти-. ческий

Потребительство

Национализм

Государство

Приоритет

обязанностей

Товарное

Частная

собствен-

кость

Коммунистический

Потребительство

Интернационализм

 

Приоритет 1 обязанностей

Товарное

Общественная собственность.

Христианский

 

Интернационализм

Бог

Приоритет обязанностей

   

Традиционный

Самоограничение

Интернационализм

> <

Приоритет

обязанностей

Натуральное

 

Комментарий ,к табл. 5. Типы два-четыре ближе к первому, чем к пятому, так как &то западные типы. Они как бы промежуточ-' ные, отличаясь от первого на два пункта. Пятый тип дальше всего

207

Политология

от потребительского: сходство только в первом пункте, а с другими первого-второго пункта: У каждого типа свой особый, неповторимый признак: у либерально-капиталистического — приоритет прав человека, у националистического — национализм, у коммунистического — общественная собственность, у христианского — Бог как высшая ценность, у традиционного — самоограничение и натуральное хозяйство. Эту схему можно сделать динамической: христианство при возникновении совпадало с, традиционным типом по всем пунктам, но потом, став господствующим в Византии и на Западе, все дальше отходило от него. Оно ушло от самоограничения, хотя и не пришло полностью к потребительстйу; ушло от «не противься злому» к «не мир пришел Я принести, но меч».


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz