|
Полезная классификация партий предложена немецким политологом Г. Еллинеком. Он разделил все партии на случайные, фраг-ментированные и необходимые. Случайные партии основаны не на классовых, сословных и профессиональных различиях, а пресле- 196 Определение идеологии дуют индивидуальные интересы. Они создаются по случаю одним или несколькими лицами и исчезают тогда, когда сходит с политической арены их создатель (скажем, НДР). Фрагментированные партии стремятся к разрешению какого-либо отдельного вопроса в рамках определенного фрагмента реальности (скажем, партия пенсионеров). Продолжительность существования фрагментиро-ванных партий также ограниченна. Гораздо дольше время действия необходимых партий. Они имеют идеологическую основу и принадлежат к определенному политическому течению. Этим определяется и их название (консервативная, либеральная, демократическая, республиканская, коммунистическая, социалистическая, радикальная, а также сочетание этих слов). К идеологической основе партий мы и переходим. • Определение идеологии Новое время — время океанических цивилизаций и объединения людей новыми мощными средствами коммуникации в единое человечество. Это время действия масс, вышедших на историческую арену. Данный феномен X. Ортега-и-Гассет проанализировал в книге «Восстание масс». Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организаций масс, получившего название идеологии, и особого способа культурного обслуживания масс — массовой культуры. «Восстание масс» стало источником и движущей силой идеологии и массовой культуры, которые переплелись между собой. Идеология сама выступает культурой масс и культурой для масс и стимулирует развитие массовой культуры, которая не может не быть идеологизированной, поскольку идеология ближе всех отраслей культуры к материальным потребностям, а массы живут в основном ими. Управлять массами сподручнее рассчитанной на воздействие на йих идеологии, чем элитарной по сути науке, которую массы не способны понять. С выходом на историческую арену масс идеология получает преимущество перед наукой в борьбе за , власть. Идеология имеет дело с массами, подлаживается под их интересы и запросы, что принижает культуру и ведет ее к кризису. Идеология означает переход от разума и религиозной веры к материальным интересам толпы. Идеологии не мифы, хотя в них много от мифологии, а мистическое начало скрывается под рациональной оболочкой, проступая в бальзамировании вождей. Идеологии не религии, хотя в них 197 Политология есть приземленная вера, в которой на место бога ставят идеолога, правителя или Материальный идол (скажем, Золотого тельца). У идеологии имеются философские корни, и ее предшественником можно считать Платона. Идеология взяла само название у* философии (термин «идея» идет от Демокрита и Платона). Она стремится подчинить себе искусство, заявляет о своей научности. Она пытается соединить науку с высшими идеалами человека — его стремлением к благополучию и счастью. Идеология выражает интересы крупных групп населения. Это не знание об идеях (как было бы, если церевести буквально), а системы идей. Она объединяет людей, но ценой их превращения в «одномерных», по Г, Марку-зе. Объединяет и наука, но идеология действует более жестко, не останавливаясь перед насилием. Идеология должна обладать одновременно противоположными свойствами: быть логичной и абстрактной и в то же время простой и понятной массам, отвечать их надеждам и насущным нуждам. Идеология соединила материальный интерес с наукообразным прогнозированием будущего, которое остается предметом веры. Поставить все предыдущее знание на службу материальным интересам стремится идеология как система взглядов, выражающих интересы больших общественных групп — классов, наций. Идеологи — пророки материального. Они пришли, когда люди захотели счастья здесь и немедленно. Идеология сегодня самая мощная сила. Она постоянно стремится что-то преувеличить или затушевать — то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например, двух противоположных классов — капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека — демократического и тоталитарного. Идеология объединяет и разъединяет людей. Ее интересы частные и, стало быть, ♦ могут объединить часть людей на определенное время. Разделение идей, писал итальянский философ XVII—XVIII вв. Д. Вико, удостоверяет разграничение собственности. " , |
Реклама: |